Аргументы Недели → Культура № 38(176) от 24.09.2009

Блестящий

, 21:25 , Писатель, критик, драматург

У меня были три любимые роли Басилашвили на сцене классического, эпохи Товстоногова, БДТ: надменный всепонимающий Король-Солнце в «Мольере» Булгакова, фантастический проходимец Джингль в «Пиквикском клубе» Диккенса и несчастный прожигатель жизни князь Серпуховской в знаменитой «Истории лошади» по Л. Толстому.

Эти роли были изумительно, филигранно «отделаны» и показывали немалый диапазон актера. Смешнее этого Джингля я вообще мало что видела на сцене. И лучшего Короля видеть не приходилось. И такого потрясающего рассказа о напрасной, пустой жизни, как это получилось у Басилашвили в роли князя, тоже не встречала. Французы, с их обожанием блеска формы, носили бы такого актера на руках всю жизнь. Правда, мы тоже, в общем, не подкачали в этом смысле...

 Но при всей признанной величине актерского диапазона, вы согласитесь - не представить нам Олега Басилашвили в русской избушке.

Ну, разве барин зашел к мужику молока попить...

В любой роли проглядывает в нем тонкость породы, щегольство ума. Им невольно любуешься, даже когда актер, вне образа, просто так, появляется в какой-нибудь телепередаче. Изящно демонстрируя, что интеллигент - это не какой-то там вялый, безвольный, сомнительный типчик. Интеллигент - это может звучать и красиво, гордо, обворожительно!

Всем известно, что за глаза Олега Басилашвили называют Басик, и если кому-то чудится тут ласковое кошачье имя Барсик, то случайно ли? В нашем большом русском «доме культуры» есть актеры-иконы, на которые молятся, есть актеры-картины, которыми любуются, есть актеры-мебель: кто-то должен ведь и просто надежно служить... А Басилашвили вполне можно в шутку представить как актера-кота, всеобщего любимца, которым восхищаются даже тогда, когда он вроде бы «ничего не делает», изысканно-лениво шевеля лапами.

А ловит ли он мышей?

Еще как ловит! Молодое поколение зрителей, не знакомых с высшими достижениями труппы Большого драматического, узнали Басилашвили по фильму Бортко «Мастер и Маргарита», где он сыграл Воланда. И даже самая злобная и безграмотная часть этих зрителей увлеклась четким и остроумным образом, который изваял актер. Ему удалось передать глубочайшую иронию древнего, мудрого существа, его холодность, насмешливость и легонькое любопытство к людишкам. Красиво очерченное лицо с правильными чертами было «никакого возраста», и это, надо заметить, весьма характерно для Басилашвили.

У него своеобразные отношения со временем. Умильного гоголевского помещика Манилова в классическом телеспектакле «Мертвые души» он сыграл сорок лет назад и уже тогда казался солидным мастером, а было-то ему всего едва за тридцать. А сейчас, когда Басилашвили выпадают роли ветхих старичков (в спектаклях БДТ «Дядюшкин сон», «Квартет»), прекрасно видно, что у актера нет психофизики старости, и ее приходится изображать, наигрывать - высмеивать. Сколько на самом деле лет этой ясной и умной актерской душе, непонятно.

Вообще, если невероятным усилием воли отвлечься от чар, которые излучает Басилашвили, то приходит в голову, что это очень странный актер.

При такой красоте трудно назвать его «героем-любовником», ничего страстно-романтического он не играл. «Осенний марафон», говорите? Но стоит внимательно всмотреться в усталые и виноватые глаза героя, как возникают большие сомнения в том, испытывает ли он любовные чувства. В «Вокзале для двоих» речь тоже идет не о страсти, а о том, как несчастный человек находит себе верное, любящее сердце. Эта картина, кстати, отлепила от Басилашвили ярлычок «интеллигентного негодяя», которому сам Рязанов же и способствовал («О бедном гусаре...», «Служебный роман»). Впрочем, всех своих негодяев Басилашвили играл столь же прелестно и элегантно, сколь прелестно и элегантно он играл душевных, заблудших интеллигентов - может быть, потому, что ни в ком из своих персонажей артист не растворялся полностью. В каждом, что называется, «торчали уши», актерская усмешка, привет зрителю с экрана - дескать, ты не очень-то мне доверяй, я тут шалю-озорничаю...

Он слишком умен и рассудителен, чтоб растворяться в персонажах. Ему присуща любовь к гармонии и особая «осенняя прохлада» натуры, а потому наилучшим образом Олег Басилашвили чувствует себя в интеллектуальной комедии. И здесь кроме признанных удач у Данелия и Рязанова я обратила бы ваше внимание на целый ряд образов, созданных Басилашвили в остроумных гротескных фильмах Карена Шахназарова: «Город Зеро», «Сны», «Яды, или Всемирная история отравлений». Здесь актер показал великолепное умение с удовольствием, щегольски существовать в самых невероятных обстоятельствах и с точностью фармацевта дозировать насмешку!

Вот чего нет совсем в Олеге Басилашвили, так это «духа тяжести». Его блестящая артистическая легкость совсем не от легкомыслия - этого нет и в помине. Басилашвили - образованный умный человек, серьезный и ответственный гражданин. В Петербурге знают, как непримиримо актер относится к уничтожению исторического центра города и сколько высокопоставленных врагов он себе этим нажил. Нет, легкость, которая сопровождает его творчество, сродни полету стрекозы или бегу ручья. Эту божественную легкость излучает творение, которое получилось, вышло удачно и в хорошую минутку.

В такую хорошую, удачную минутку, видимо, Создатель задумал Басилашвили, и он - получился. И эту веселую, радостную легкость удачного творения ничто не вытравило из натуры актера! Зритель по-прежнему рефлекторно улыбается, завидев его на сцене и экране. Любуется. Любит, даже когда ворчит придирчиво, что-де «Басик сегодня разленился...»

Поздравляя Олега Басилашвили с юбилеем, выскажу два пожелания: во-первых, очень бы хотелось увидеть актера в новой комедийной роли. А во-вторых, тревожит отсутствие большой полноценной книги о нем. Несправедливо!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram