-Мария, вы всегда с таким трепетом рассказываете о своей династии!
- Это одна из традиций нашей семьи. Они для нас святы. Мама сохранила обстановку в доме абсолютно такой, какой она была при жизни бабушки. В театре «Геликон-опера» мы отмечаем дни рождения Максаковой-старшей, вспоминаем ее репертуар. Бабушка написала книгу о своем пути в искусстве - она для меня настольная. После рождения сына и дочери мой голос стал ниже. Теперь у меня высокое меццо. Именно таким был регистр бабушкиного голоса. Для меня это важно. Я до сих пор учусь по ее записям.
- То есть вы совсем не жалеете, что у вас изменился голос?
- Перемены не сказались на диапазоне, он остался прежним, просто окрас голоса приобрел более густую составляющую.
- Вы однажды сказали, что мама не сразу признала в вас продолжательницу театральной династии...
- Действительно, ее признание было непростым, но для меня это стало хорошим стимулом. А с мамой мы ладим. Она специально приезжала в Петербург на премьеру «Царицы». Сказала, что получился очень яркий, эффектный спектакль.
- В опере Тухманова на сцену выходят сразу три Екатерины - актрисы разных возрастов. К тому же подготовлено три состава солисток... Не боитесь сравнений с другими оперными дивами?
- Я не североамериканский доллар, чтобы всем нравиться. Однажды провела эксперимент: позвала на свой сольный концерт в Москве всех, кого знала, чьим мнением дорожила. Потом попросила высказаться. И если бы хоть раз мнения совпали. И я поняла, что надо делать то, что нравится самой, возможно, понравится кому-то еще. А всем сразу не угодить.
- Правда, что ваш муж впервые увидел вас на сцене и сразу влюбился?
- Он увидел меня впервые на телеэкране в программе «Пока все дома», потом стал ходить в театр, искать общих знакомых, чтобы познакомиться. Я не люблю знакомств с поклонниками и на контакт не шла. Тогда он устроил многомесячную осаду и так трогательно ухаживал, что я сдалась... О чем ничуть не жалею. У нас замечательные сын и дочь.
- Ваш сын Илья продолжит династию Максаковых?
- Все к тому идет. У него абсолютный слух. С удовольствием учится в Центральной музыкальной школе. Мама там училась, я тоже. И я привела его к своим же педагогам, но это не назовешь протекцией - дальше за него никто не будет ничего делать. К счастью, Илья учится с удовольствием.
- Вы очень дружны с оперной примадонной Анной Нетребко...
- Раньше, когда она жила в России, часто встречались. Теперь реже видимся. Аня - потрясающая личность. Сколько внимания она привлекла не просто к себе и своему творчеству, а к опере! Опера с ее легкой руки становится любимым жанром, а не какой-то экзотикой... У нас голоса разные, и поэтому репертуарные пересечения едва ли возможны. Но все равно учусь у Ани, слушая ее записи. Я не считаю зазорным восхищаться и учиться у коллег.
- Вы снялись уже в пяти художественных фильмах. Будете продолжать карьеру драматической актрисы?
- Ну какая это карьера? Просто я росла в доме драматической актрисы, это все в меня как-то проникло. Но не больше... В одной из 16 серий «Фотографа» режиссера Ольги Субботиной я играю роль певицы. В ролях также заняты Валерий Николаев и Катя Гусева. Каждая серия представляет собой законченную историю.
- Если вы готовы к экспериментам, не думали попробовать петь джаз, какой-то эстрадный репертуар?
- Когда артист уже состоялся и его статус неоспорим, наверное, можно позволить себе какие-то вольности. А пока рискованно. Академическое искусство требует самоотдачи. Опера - это моя жизнь, а все остальное уже на потом, после оперы.