В немного страшной и чуть-чуть смешной сказке Тарантино, где орудуют немцы, евреи и французы, не нашлось места для русских, и это слава богу. Не то чтобы мы не умели посмеяться надо всем на свете или оценить чужую шутку. Но фигурировать в картине, где свирепые американские евреи вырезают нацистам свастики на лбу и вышибают им мозги бейсбольной битой, нам ни к чему. Да и вообще игры одуревших от сытости голливудских проказников лучше наблюдать на расстоянии, не имея личной национальной заинтересованности внутри того или иного фильма.
Это не про нас. Это - про что-то, про кого-то. Реальные персонажи и события Второй мировой войны в картине киномана Тарантино - маскарадные маски, и режиссер не собирается вступать в диалог с действительностью. Наоборот - с помощью действительности он желает играть в кино. Феномен Тарантино только в том и состоит, что такие его игры, всегда бывшие на обочине, вдруг сделались главной дорогой.
Мир, грубо говоря, «обожрался киношкой». Все темы заезжены, все жанры разработаны до тошноты и вдобавок спародированы сотни раз. Действительность выкачана, как сырье из истощенных недр, и любое заметное событие современности тут же поступает в обработку киноиндустрией. А Тарантино с простодушием идиота обрывает всякую связь кинопромышленности с исходным сырьем, предлагая удивительный способ производства кино прямо из кино! На таком экономном способе можно еще какое-то время продержаться, не закрывая лавочку.
Два часа сорок минут «Бесславных ублюдков» скучны ужасно, несмотря на все приколы. Главный «перевертыш» фильма - реванш, взятый воинственными евреями у кретинской верхушки Третьего рейха. «Ублюдки» под командованием лейтенанта Альдо Рейна (Бред Питт), сокрушительно моча нацистов, пробираются во Францию, чтобы уничтожить немецкое командование во время премьеры фильма «Гордость нации». Но акцию возмездия во время премьеры продумала и владелица кинотеатра девушка Шошанна, еврейка, спасшаяся от расстрела. Она приказывает своему возлюбленному, негру-киномеханику, поджечь коробки с пленкой. Таким образом, в 1944 году все нацистские гады сгорели, а хитроумный «охотник за евреями», прохиндей-эсэсовец Ланда (в блистательном исполнении австрийского актера Кристофа Вальтца) хоть и избежал казни, предав своих, возмездие все-таки получил. С бравой ухмылкой садиста лейтенант Альдо Рейн в финале вырезал ему на лбу свастику, что показано с удивительным аппетитом.
С тем же аппетитом, сверхкрупным планом показаны снятие скальпов, вышибание мозгов, пистолеты, наставленные между ног, и поедание штруделя со сливками. Для Тарантино это вещи родственные, даже одинаковые - они же вызывают у героев удовольствие. А кроме того, и штрудель со сливками, и освежеванная голова - это же изображения предметов, а не сами предметы. Это всего лишь кино, забавная, дурацкая, бессмысленная игра. И что тут возразишь? Что свастика, которую евреи-мстители вырезают на лбу у нацистов, - абсурд? А миллионы евреев, в реале отправленные в газовые камеры, - это не абсурд? У Тарантино, по крайней мере, абсурд невинный, киношный, игрушечный. Правда, скучный.
Все актеры, как всегда у этого режиссера, носят на лице определенные маски, ужасно долго и нудно говорят и лишены того веселого комедийного оживления в душе, которое только и спасает подобный вздор. С грустью вижу, как вырождается отличная американская актерская школа - помилуйте, что за актер Бред Питт, курам на смех! Всю картину проходил с прищуром, но без того дивного мужского добродушного обаяния, за что весь мир обожал когда-то Кларка Гейбла. Хорошо, что хоть австриец Вальтц показал разницу между актером и марионеткой.
По настоящему изумительна мировая слава Тарантино - человека, который уже лет пятнад-цать виртуозно и с размахом сообщает миру, что сказать миру ему решительно нечего. Кроме того, что играть в кино - это чертовски здорово, а быть кинорежиссером - круто.
По-нашему кинематографу Тарантино прошелся, как ураган, сгубив многие молодые дарования, увидевшие в его манере спасительный рецепт свободной игры. Вот, оказывается, какова мода, вот что носят в «свободном мире»! И пошли-поехали в нашем кино придурки с пистолетами, изъясняющиеся якобы «прикольными» монологами.
Многие молодые люди в восторге и от новой картины. Как Гитлер освобождал немцев от «химеры-совести», так Тарантино освобождает незрелое сознание от «химеры-реальности». Разрешает им то, что было когда-то запрещено, что не очень одобряется и сейчас «серьезными папами», которые рулят миром. Например, со вкусом и наслаждением показать физическое насилие или потеребить в целях вольной игры исторические язвы.
Хихикать и пачкать экран выбитыми мозгами легко и приятно. Тем более сам Тарантино разрешил.