Живописная и добросовестная экранизация «Тараса Бульбы» сделана с присущим В. Бортко простодушием и полным доверием к источнику. Никаких подтекстов и концептов. Школьники могут с легким сердцем пересказывать сюжет картины на экзаменах. Все в точности на своих местах.
Запорожская Сечь создана точно кистью Репина, батальные сцены натуралистичны без дизайнерской манерности, и кровь не рассыпается в них компьютерными жемчугами. Костюмы Е. Шапкайц явно заберут в будущем году все кинопремии: они великолепны. Для сотворения образа свирепого и могучего казацкого войска режиссер привлек артистов, в которых еще крепок мужской дух, - Ю. Беляева, П. Зайченко, В. Ильина, И. Краско и многих других, в их числе - уже покойные А. Дедюшко и Б. Хмельницкий. А в центре монументальной фрески - славянский лев Богдан Ступка, глыба из глыб, богатырь из богатырей, у которого в каждом глазу гроза и в каждом движении буря. Так что гормональный фон картины для нашего времени запредельно мужской.
Что касается актерского искусства, то и оно представлено достойно. Безупречен Ступка, хорош Владимир Вдовиченков (Остап) и абсолютно блистателен Сергей Дрейден в роли жида Янкеля. Бортко видит определенные актерские возможности в Михаиле Боярском и доказывает это - пропойца и лихой казак Шило сыгран остро. Видно, какое у Боярского замечательно интересное лицо, когда он не молодится.
Слабо сыграл только И. Петренко (Андрий) - у его красивой внешности проблемы с выразительностью. Вялая энергетика, пустоватые глаза. В сравнении со Ступкой и Вдовиченковым, от которых чуть не током бьет с экрана, Петренко сильно проигрывает, оттого и любовные сцены «Тараса Бульбы» ритмически и эмоционально проваливаются. В результате мы не сочувствуем предателю, потому что он плохо играет. А ведь именно Андрий несет важнейшую тему «Тараса Бульбы» - бунта личности против гнета рода и общества. Впрочем, режиссера явно заботил прежде всего не Андрий с его наплевательством на родину (этот тип человека выжил и торжествует), а то, что исчезло, чего не сыщешь днем с огнем ни на суверенной Украине, ни в свободной России.
Доблесть, мощь человека, его геройство, способность умереть за веру и Отечество - вот какая архаика, страстно волновавшая Гоголя, зажгла пафос Владимира Бортко. Его «Тарас Бульба» - гимн пропавшей русской силе, которой все ж таки достало на несколько столетий ослепительной растраты.
Но есть в фильме изъян. У Бортко хороший «глаз», но такое впечатление, что нет «уха». Музыка И. Корнелюка, пафоснооднообразная, надутовеличественная, записана на синтезаторе, что придает фильму дешевый оттенок. Где же бандуристы, которых поминает автор? Живой оркестр народных инструментов - одно из несомненных достижений русской советской культуры - как был бы здесь на месте! Но в целом работа солидная, непустая. Укор выродившимся современникам, которые нынче не то что умереть за веру - два часа спокойно в кинотеатре посидеть не могут, не болтая по мобилам и не выбегая за кока-колой.
От Гоголя, грозного и торжественного, перейдем к Гоголю насмешливому и печальному - классик был поразительно разнообразен. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - грустная шутка Гоголя о власти мелочей над жизнью человека. Она переделана в пьесу В. Малягиным и поставлена С. Арцибашевым на сцене театра имени Маяковского. А этот режиссер известен тем, что всегда точно знает, о чем хочет рассказать.
На сцене, окруженной высоким плетнем и заваленной бутафорскими овощами-фруктами (а знаменитая лужа грязи есть на авансцене, но никому не мешает), стоят два диванчика. На них блаженно отдыхают два неразлучных друга. Иван Иванович (Игорь Костолевский) - тот с некоторыми претензиями к жизни: отчего это у меня все есть, а ружья нет?
Иван Никифорович (Михаил Филиппов) - напротив, без претензий: мое ружье, не отдам. Разгорается перепалка, и в ней Иван Никифорович, трагический герой этой истории, обзывает приятеля «гусаком». И грянул гром! Разошелся плетень, разверзлась узкой пропастью сцена. На запах любого раздора тотчас слетаются ведьмы вроде тетки Агафьи (уморительная Галина Анисимова), чтобы из искры ссоры раздуть пожар войны.
Эта маленькая грустная история погружена Арцибашевым в естественную стихию народных украинских песен, вечно напоминающих душе о какомто потерянном счастье. Украинские песни бывают двух видов: лихие, с вольным задором, и щемящие, изысканнопечальные. Актеры поют их сами и вполне прилично. Вотвот, кажется, все обиды и несогласия потонут в чудесных звуках и наши друзья сольются навечно в общем нарядном хоре. Ведь это Миргород - Мирный город! Но нет - обиженное «я» опять и опять пошлет к черту гармонию во имя своей копеечной правды... Мирного, доброго человека точно затащило в чертову механику злой судьбы. Погибла дружба, погибла и жизнь. В последней сцене наши приятели, оборванные, измученные многолетней тяжбой, бессильно плачут, отправляясь каждый в свою дверь, скрипящую как гроб. А потому, что черту только пальчик дай, он всего тебя и проглотит!
...Не иссякает Гоголь на Руси: поразительный все-таки автор. Никогда не устаревает и не надоедает. И если божественные тексты и не выводят нас к совершенству, так хоть держат около великого русского слова.