- В своих передачах вы часто рассказываете о драматических, а то и трагических судьбах русских актрис. Вы подбираете эти истории или у нас в России за какую судьбу ни возьмись - обрыдаешься?
- Нет, судьбы бывают разные, иногда вполне счастливые. Другое дело, что в благополучных актрисах мне часто не хватает тайны, особенного излома, чтоб о них хотелось рассказывать. Сегодня талантливых актрис гораздо меньше, чем в 60-70х годах. Многие из них нацелены на благополучие - выйти замуж за банкира, иметь достаток. Это занимает их куда больше, чем творчество.
Любопытно, что очень талантливая Марина Неелова не относится к их числу, хотя как раз у нее последние 20-25 лет удачно сложилась жизнь - есть муж-дипломат, дочь. Но она тоскует о работе, ее мало в «Современнике», и об этом не слишком печалится руководство театра. Жизнь удалась, а в творчестве пауза - но так, чтоб и жизнь удалась, и творчество, бывает в исключительных случаях.
- Как правило, в актрисы идут красивые женщины. А часто ли встречались вам умные женщины-актрисы?
- К счастью, встречались мне и такие чудеса. Мария Бабанова бывала нервна, истерична, коварна, но ум у нее был огромный. По каждой роли Ангелины Степановой видно, какие у нее мозги. Да и сегодня есть умницы - и Алла Демидова, и Ольга Яковлева, и Ольга Остроумова, и другие. Я по телефону общаюсь с вдовой Игоря Ильинского Татьяной Александровной Еремеевой. Ей недавно исполнилось 95 лет. Она играет несколько спектаклей каждый месяц на сцене своего родного Малого театра и очень недовольна, что мало играет! С ней невероятно интересно разговаривать, у нее абсолютно светлый ум. Совершенно изумительная женщина.
А красота блекнет, если актриса играет бессмысленно. Удивительно красивая Евгения Крюкова из театра Моссовета, например, совсем не поняла роль Бланш в пьесе Уильямса «Трамвай «Желание» и стала даже не так и красива на сцене. Если человек хорошеет на сцене - верный признак таланта. И наоборот...
- Как вы относитесь к «эпидемии молодости»? Ведь возрастные роли скоро некому будет играть - благодаря пластическим операциям все молодеют.
- Я равнодушен к теме пластических операций, это личное дело человека, и меня оно не касается - ну хочется кому-то резать лицо и пусть режет. Но вот я вижу на сцене актрис, которые играют роли женщин моложе себя на тридцать, даже сорок лет. Они вроде бы хорошо выглядят. Но это искусственная молодость кожи, а не личности человека. Выражение глаз-то не прооперируешь! Становится неловко, стыдно за них. От пластических операций лицо становится неживым. А у актрисы должно быть прежде всего ЖИВОЕ лицо, и это самое главное.
Могу привести один горький пример. Обожаемая мной Мария Бабанова в 1970 году решила сделать пластическую операцию у знаменитого тогда хирурга. Она готовилась сыграть «Дядюшкин сон» Достоевского. Когда я пришел на спектакль, мне было так грустно - у Марии Ивановны было неживое лицо, и глаза были неживые. И это уже не была та Бабанова, которая потрясала сердца.
- Во время вручения «Оскара» я с восхищением и грустью смотрела на Мерил Стрип. Это была ее 15-я номинация на премию, великолепная актриса, интеллигентная женщина, она уже несколько десятилетий - эталон актерского мастерства. А ведь потенциально Татьяна Доронина или Маргарита Терехова были ничуть не ниже Мерил Стрип, но их судьбы в искусстве сложились совсем иначе...
- Россия не Запад, здесь другая история и другое отношение к людям, и с этим ничего не поделаешь. У нас разве что Любовь Орлова всегда пользовалась всеобщей любовью, хотя в конце жизни снималась в полной ерунде. Только о ней никто никогда не написал ни одного дурного слова. Прекрасно сказал Пастернак - взгляд Орловой в 1937 году прорезывал тьму той ночи, в которой мы жили. Больше никому не удалось прожить всю жизнь в славе.
Татьяну Доронину публика в 60-70х годах обожала, боготворила, но она - мастер делать ошибки. Более великого мастера по ошибкам, которые ударяют по ней же самой, я не знаю. Зачем надо было уходить из БДТ? Зачем потом надо было уходить из театра Маяковского, от Гончарова? Когда она мне сказала, что уходит от Гончарова в Художественный театр, я так закричал, что проснулись соседи. Я знал, что Ефремов ее не любит, что театр боится ее прихода. А Гончаров был готов на все, чтобы она осталась, потому что Доронина делала феноменальные сборы. Но переубедить Татьяну Васильевну в чем-либо - вещь нереальная. Во МХАТе ничего хорошего не вышло, и когда Олег задумал разделить театр, Доронина выступила со всей страстью и возглавила МХАТ имени Горького. Но она же не режиссер. Она 20 лет живет без режиссуры, а когда изредка в ее театре появляется профессиональный режиссер - она опять играет сильно, потрясающе. Это большая ошибка многих актрис - ссориться с режиссером и в знак протеста уходить. В этом нет спасения... Каждый театр - коллектив, там надо приживаться, все это не так просто. Вообще в театре нужны выдержка и терпимость.
- А в кино?
- Кино - совсем другое дело. В кино многое зависит от оператора. Смотрите, как снял Татьяну Самойлову Сергей Урусевский в картине «Летят журавли». Она стала самой знаменитой русской актрисой, и сегодня ее помнят, и след ее ладони есть возле Каннской лестницы, где она шла получать «Золотую пальмовую ветвь». И потом не было побед до Анны Карениной, которую все ругали, а я пересмотрел сейчас разных Карениных - и Грету Гарбо, и Вивьен Ли - нет, Самойлова лучше всех. А потом опять ничего не было, и пролетела жизнь очень большой кинозвезды.
Таких судеб в кино у нас очень много. Разве была использована в полной мере красота Аллы Ларионовой? А какого дарования была Янина Жеймо, которая только в 38 лет сыграла Золушку? А как мало лент было снято с самой сексуальной, как сейчас бы сказали, актрисой нашего кино Валентиной Серовой? Есть и абсолютно нереализованные актерские дарования. Был такой фильм у Райзмана - «Поезд идет на Восток». Там играла Лидия Драновская. Я этот фильм могу смотреть хоть каждый день! Лирическая драма, он и она в поезде, идущем во Владивосток... Какого очарования была женщина, какой был успех! И ничего, кроме этого фильма.
Недостаточно сыграла Анастасия Вертинская - умница, красавица, замечательная актриса. А Изольда Извицкая, а Людмила Марченко, Жанна Прохоренко, Ия Арепина - масса нереализованных возможностей... Даже Нонна Мордюкова, громадный талант, как мало сыграла! Но это специфика кино. Оно безжалостно, и требует каждый год новизны, новых лиц. Запоминаются же немногие. Скажем, за последние 5 лет я отметил разве Алену Бабенко в «Водителе для Веры», это было хорошо. Не потрясающе, но хорошо.
- Вы правы, подчеркивая важность оператора для работы актрисы в кино. Но сегодня я вижу, что многие операторы как буд-то охладели к женским лицам, снимают без любви, без восторга!
- А вообще в обществе вялость. Усталость, апатия. Нет живости, нет огня, и это очень чувствуется в театре. Таланты выбрасываются в жизнь, как зерна, а падают они на каменистую почву. В театре имени Вахтангова, к примеру, какие есть интересные актрисы - Есипенко, Сотникова, Аронова, Гришаева, и вроде бы они что-то все время играют. А такого, чтоб вышел живой человек на сцену и захватил тебя целиком, - этого нет.
- Что же делать молодым, чтобы не потерять себя? Помогает ли «питание культурой»? Вот Алла Демидова читает стихи больших поэтов и не теряет «живое лицо».
- Думаю, дело не только в стихах. Каждый человек должен знать, что он хочет, и реализовывать сам себя. Сохранять любовь к профессии и сохранять прежде всего волю. Волю! Не давать себе поблажек. Тогда все финансовые кризисы проходят мимо, потому что тебе просто не до этого.