Аргументы Недели → Культура № 4(142) от 29.01.2009

Что такое шедевр?

, 17:49

Владимир, вы родились в Москве, более 20 лет прожили в Украине и теперь уже более 30 лет живете и творите в Петербурге. Почему именно этот город решили выбрать? Не столицу, не Киев?

- В Киеве я не понимал, о чем они говорят. Я имею в виду не украинский язык, которым я свободно владею, а направление умов в то время. Жители Киева и окрестностей во все времена отличались особой верноподданностью к властям - хоть при царебатюшке, хоть при генеральных секретарях. Да и сейчас, пожалуй... На тот исторический момент запрещалось все, кроме простоты и глупости. Вот про рабочий класс, пожалуйста, снимайте, а про все остальное «нэ трэба». Я понял, что мы каши не сварим, и надо было куда-то идти. «Ленфильм» в то время считался наиболее прогрессивным, либеральным. 

- У вас много картин, снятых по классическим произведениям. «Идиот», «Мастер и Маргарита»... Влияние Петербурга или именно по классике интересно работать?

- Вам правду сказать? Дело в том, что, к сожалению, не я снимаю, а те люди, у которых деньги есть. Когда наши желания совпадают - мое и продюсера, получается картина. После того как я снял Булгакова в первый раз - «Собачье сердце», меня записали в экранизаторы и с тех пор используют в этом качестве. Но это не означает, что я не могу ничего другого. Хотя моя жена говорит: «Вова, когда ты снимаешь классику, у тебя это получается замечательно, а когда не классику, то по-разному».

- Вы выступили как продюсер фильма «Честь имею».  Считаете, что такие фильмы нужно снимать, чтобы для потомков сохранить память о событиях?

- Искусство имеет много функций, но воспитательная далеко не на первом месте. Если хотите, это пережитки советской власти - вульгарный марксизм. Прежде всего у кинематографа эстетическая функция. А то, что кино может чему‑то научить, отлично поняли американцы. Любой американский кинофильм, блокбастер категории А, обязательно будет чемуто учить. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к закону и незаметно тому, что лучше всего быть американцем. Правда, даже там эта функция не главная.

- Есть мнение, что сейчас хороших фильмов мало, снимают в основном коммерческое кино...

- А когда их было много, хороших? Вот был такой товарищ Сталин, который, узнав, что из 200 снимаемых за год фильмов только пять являются действительно хорошими, сократил производство до пяти. Но уровень, к сожалению, резко упал. Потому что прогнозировать шедевр просто невозможно. И нужно, чтобы было 150 кинофильмов, и тогда, да, пять из них будут хорошие, больше не было никогда, ни в какой стране. Даже в Америке.

- Шедевр прогнозировать невозможно, но, снимая фильм, можно ли сказать: да, вот это будет хорошо?

- Предсказать невозможно, и тому есть масса причин и обстоятельств. Когда я снимал «Собачье сердце», на меня смотрели как на сумасшедшего. И никто не понимал, почему я взялся экранизировать Булкакова, никто не ждал никакого результата. Когда на следующий день после выхода фильма в центральной прессе появилось пять статей, они все были просто разгромные. Я до сих пор не знаю, что такое шедевр.

- Вам интереснее работать над полнометражными фильмами или над сериалами?

- Мне совершенно все равно. Но, например, как можно было снять «Идиота» в двухсерийном кино? Мне казалось, что те образы и идеи, которые вложены Достоевским, нуждаются именно в такой подаче, длинной, восьмичасовой. Там несколько линий, которые пересекаются друг с другом и взаимно дополняют друг друга. Если их нет, тогда получится фильм «по мотивам». Но вот, например, «Тарас Бульба», которого я сейчас снял, это кино, и никакого телевидения здесь не требуется. Кинематографический рассказ резко отличается от рассказа телевизионного, не потому что один из них длиннее, а потому что и сам рассказ другой.

- Когда планируете премьеру «Тараса»?

- «Вы планируете...»! Это фантастика! откуда у вас все это идет? Даже Никита Сергеевич Михалков планировать ничего не может, несмотря на то что у него своя студия, как и у меня. Мне прокатчики говорят, например, что лучше бы выпустить фильм вот так. И получается, что художник свободен в творении. После того как фильм готов, начинаются денежные дела. Продюсеры платят. Правда, в данном случае платило государство, потому что у меня спонсор - телеканал «Россия», который я очень люблю и уважаю, они же были спонсорами «Идиота» и «Мастера и Маргариты». А «Централ Партнершип» - это частная компания. Я не знаю, когда они решат сделать премьеру. настаивают на том, чтобы выпустить к дню рождения Гоголя. Хотя могли еще в ноябре, это имело бы большой резонанс, а к юбилею будет меньше, к сожалению.

- И «Вий» тогда же собираются выпускать...

- «Вий» нам, пожалуй, не конкурент, потому что в нем вы увидите другого Гоголя, который к нашему Николаю Васильевичу отношения не имеет никакого. Важно другое: «Тарас Бульба» - это достаточно серьезное произведение, а век нынче развлекательный, и народ желает, чтобы его щекотали все время.

- Вы надеетесь, что этот фильм поможет в отношениях двух держав?

- Скажите, пожалуйста, а что такое - «Россия и Украина»? Я не знаю, например. Моя мать - украинка, отец - русский. Киев - он для всех одинаков. И то, что нам сейчас пытаются внушить, что мы разные, - нет! Один и тот же народ. Никакой разницы нет, а есть искусственно раздуваемые распри. Западная Украина, бесспорно, резко отличается. Я снимал кино там и в Восточной. Так вот Западная - это уже никакая не Россия. Я раньше предполагал, а сейчас увидел это воочию. А Восточная Украина, Восточная Белоруссия и вся Россия - это одна и та же нация. Это та самая Русь крещеная. Таковы мои убеждения.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram