Действие фильма «Чужие» происходит «где-то на Востоке». Пятеро американцев, в обход минных полей, не слушая предостережения русских, рвутся в пустыню. Их цель сделать вакцинацию детям - разумеется, каким-то детям какую-то вакцинацию, раз мы «где-то на Востоке». Американцы не профессиональные врачи, а нанявшиеся за деньги лузеры. Мы видим две семейные пары: муж - псих, со своей морщинистой от фальшивых улыбок женой; а также гомосексуалисты - черный силач с вечным чупа-чупсом во рту и стареющий придурок. Плюс пожилая учительница отталкивающей внешности. Вот такое лицо у этой цивилизации - прямо скажем, отвратительное.
Эти американские уроды поселяются «в каких-то развалинах», где немедленно заводят электричество, биотуалеты и даже душ. Детей на вакцинацию им привозят в огромных количествах, причем все они примерно одного возраста (9- 12 лет). У мужа-психа нет способности иметь детей, его жена сразу идет искать какого-нибудь араба поздоровей, чтобы решить эту проблему, а геи давно мечтают кого-нибудь усыновить. Поэтому вся эта бригада, плотоядно поглядывая на юный Восток, старается развлечь детей с помощью то аккордеона, то выдолбленных тыкв, которые принято надевать на Хеллоуин. Американцы, очевидно, взяли их с собой как вещь первой необходимости. Однако арабские дети страшно пугаются тыкв, и в суматохе кто-то жестянкой пропарывает живот черному с чупа-чупсом.
Нужен хирург. Его, грязного и связанного, доставляют местные - это русский врач в исполнении В. Бычкова. Русский делает все, чего мир ждет от русских: моется, блестяще делает операцию, хлопает водки и поет под аккордеон «Раскинулось море широко». Тем временем могучий арабохранник «возделывает» морщинистую жену, учительница безуспешно пристает к мужу-импотенту, стареющий гей переживает за своего черного друга, и вся компания рыдает, воет, плачет, стонет и орет друг на друга. В конце фильма муж в корчах ревности убивает не арабаохранника, а почему-то бедного русского врача. Впрочем, ясно почему - потому что он вражина и гадина, подлый америкос.
Персонажей изображают американские актеры, а каких американских актеров можно нанять на скромные деньги Федерального агентства по культуре и кинематографии, всем понятно. Играют они ужасно. Вот помню, при старом режиме советские артисты изображали людей всех национальностей, и ничего, даже интересно было. Зачем Грымову понадобились американцы, непонятно - если для достоверности, так все равно нет никакой достоверности. Примитивные сюжетные схемы, убогий текст. Скажем, муж-импотент начинает монолог так: «Однажды мой отец брился в ванной электробритвой. Она упала в воду. Удар током - и отец мертв...» Такой текст годится для пародии, а перед нами вовсе не пародия, но пафосный антиамериканский фильм.
М. Булгаков предупреждал авторов: героев своих надо любить, а то вы будете иметь крупные неприятности. Грымов своих героев не любит и получает все неприятности, которые можно получить в игровом кино, - его фильм неприятно, неинтересно смотреть. Характеры героев не разработаны, действие движется от одной случайности к другой, а уж пафос и вовсе дутый. Дескать, американцы, убирайтесь с Востока, вы здесь чужие! Нельзя же путать военное вмешательство в дела чужих государств и гуманитарную деятельность, которую осуществляют далеко не такие мерзкие люди, как персонажи Грымова. Попал бы сам режиссер в переплет на Востоке, так заплакал бы от счастья, увидев флаг какойнибудь гуманитарной миссии. Ясно, что режиссеру надо опираться на хорошую литературу - «Муму» и «Казус Кукоцкого» еще можно было смотреть, тогда как «Коллекционера» и «Чужих» решительно смотреть невозможно. Но главное для Юрия Грымова, позволю предположить, - это обрести покой и порядок в своей голове. Для больших картин нужны большие мысли, есть ли они у него?
Подумал ли он о том, что в Америке живут не только морщинистые истерички, подлые импотенты и гомосексуалисты. В ней - если взять другой ракурс - обитают талантливые режиссеры, хитрые продюсеры, блистательные актеры и умные профессиональные сценаристы!
Что они твердой рукой и очень умело проводят свою голливудскую глобальную «вакцинацию» всему миру. И что протестовать против этого, снимая собственное слабенькое кино, смешно.
В общем, загадка Грымова остается неразгаданной. С какой стати занесло его куда-то на Восток с целью антиамериканской пропаганды, неведомо. Что дальше - непредсказуемо. Но, видимо, не родился еще тот, кто прервет полет этого орла!