- Перефразируя одного известного вашего героя - с кем вместе вы отвечаете за все, что делаете?
- Всегда отвечал и отвечаю сам за себя.
- В театре любят говорить о служении искусству. Вот ваше «служение» в чем заключается?
- В том, что я на самом деле считаю театр своим домом. Там я проживаю собственную жизнь и жизнь моих героев, с ним у меня многое связано. В театре я по-настоящему полезен всем тем, кто его любит.
- Когда-нибудь вы захотите играть не Есенина и не Сашу Белого, а других персонажей. Но - уже не сможете: просто не пригласят. Не боитесь типажей?
- Театр нельзя рассматривать как набор исторических персонажей и личностей. Я играю прежде всего характеры. Часто - в художественной интерпретации. Поэтому любой персонаж - как человеческий характер - играть можно бесконечно. Все они разные, поскольку и люди - тоже разные. Это никогда не перестанет быть востребованным. А мастерство актера в том-то и заключается: играть так, чтобы после роли романтичного бандита пригласили на пусть и эпизодическую роль, но Мессии.
- Вы сыграли двух очень известных и весьма неоднозначных поэтов. А любимый все же - кто?
- Есенин. Пушкин, безусловно, номер один и наше все: здесь я не то что согласен - просто меня никто и не спрашивает. Александр Сергеевич создал язык, на котором мы с вами сегодня говорим. А что касается Сергея Александровича, то он ближе по духу, искренности. Не по бесшабашности и скандальности - нет. А по той больной искренности, которой много в его стихах. В какой-то степени мое актерское творчество - тоже исповедальная роль. Я разбираюсь и в самом себе, и в характерах, которые играю, которые делаю живыми.
- Наверное, поэтому играть Есенина было легче?
- Сложнее. Относительно Есенина сложился стереотип такого златокудрого, очень лирического и абсолютно слабого, в конце жизни спившегося и повесившегося Леля, певца бревенчатой избы. А мне надо было создать образ, который наполовину лирик и наполовину бунтарь - каким он тоже был. Лирика в Есенине мы знаем и любим. А вот про бунтаря, которого в фильме получилось больше, слышали только краем уха. Но он был мощи Стеньки Разина и Пугачева, не меньше.
- А вы своим творчеством протестуете? Вообще, есть против чего бунтовать?
- Протест должен быть только один - против пошлости и цинизма в жизни. Я не скандалю и не протестую в жизни, я пытаюсь изменить людей изнутри, когда они приходят в театр или смотрят кино. Время стало циничным и злым. Единственный мой протест нужен только ради того, чтобы появилась альтернатива: любовь, счастье, свет, благо. Тогда это приведет к всеобщей человечности.
- В нелегком труде вас постоянно поддерживает вторая половина...
- Да. Бывает, меня по месяцу нет дома. Я не хочу, чтобы Ирина терпела разлуку и вела хозяйство одна. Поэтому в долгие поездки стараюсь брать ее с собой. Присутствие близкого человека очень помогает в работе.
- Как удержаться от искушения, когда вокруг столько почитательниц?
- Я обожаю женщин и никогда этого не отрицал. Но как можно предать человека, который абсолютно тебе предан? К тому же у нас с Ириной взаимный человеческий интерес, который важнее любой страсти.
- Заевший вас, наверное, вопрос о «Бригаде-2»...
- Я официально отказался от съемок в этом фильме. Мне это просто неинтересно.
- Кто ваш учитель по жизни?
- Отец. Он для меня авторитет и в актерской работе, и в жизни.
- У Сергея Безрукова есть вредные привычки? А то иногда кажется, что у вас где-то спрятаны крылья!
- Я не пью, не курю. Когда мне будет шестьдесят, хочу выглядеть так же, как мой отец в этом возрасте выглядит сейчас.
- Вы считаете себя богатым человеком?
- Богатым - нет, обеспеченным - да. Я помогаю родителям, содержу свою семью. У меня есть комфортная машина, дача в 150 км от Москвы. Яхт и самолетов не имею (улыбается).
- Какие российские проблемы вас волнуют?
- Воровство, дураки и скверные дороги, которые были и будут всегда. Беспокоит то, как ведут себя многие газеты и телеканалы, демонстрируя в угоду публике все самое непотребное. Ведь это же видят и читают наши дети!