Аргументы Недели → Культура № 42(128) от 16.10.2008

Анна и Амедео: юность века

, 17:55 , Писатель, критик, драматург

 

 

Молодой Амедео Модильяни и юная Анна Ахматова увлеклись друг другом в начале ХХ века в декорациях старого Парижа. Впоследствии знаменитый, а тогда не известный никому Модильяни сделал несколько рисунков, изображающих Ахматову. Ни о какой грядущей славе молодые люди не помышляли - так хороша была жизнь и так красивы были они сами. Они расстались в 1911 г. и более не виделись. О том, что Модильяни стал признанным художником, заключенная в сталинской России Ахматова и не знала. И уж тем более не ведал о дальнейшей судьбе своей загадочной русской красавицы Модильяни.

В эссе 1964 г., посвященном Амедео Модильяни, Ахматова утверждает, что подаренных ей рисунков было шестнадцать, но сохранился только один, остальные погибли. Этот знаменитый рисунок существует в экспозиции музея со дня основания. Однако, как выяснилось, не все рисунки были подарены - кое-что Модильяни оставил себе.

После выставки ранних, малоизвестных, произведений Модильяни из коллекции его близкого друга Поля Александра, состоявшейся в Венеции в 1993 г., целых восемь рисунков были опознаны: Ахматова. Летом 2007 г. шведский промышленник Нильс Нильсен подарил один из них В. Путину - для создаваемого в Петербурге президентского центра искусств. А Путин передал драгоценный подарок на временное хранение в Музей А. Ахматовой.

Это и позволило сделать маленькую изящную выставку: рисунок Модильяни, машинопись-эссе Ахматовой о нем с авторской правкой, букет красных роз (легенда гласит, что однажды, не застав Амедео в мастерской, Ахматова бросила в окно красные розы).

На рисунке, подаренном Ахматовой, она изображена в платье. На работах, оставшихся у художника, мы видим обнаженную модель. «Остается неизвестным, - пишет куратор выставки А. Ипполитов, - как, где, при каких обстоятельствах познакомились Ахматова и Модильяни: случай ли свел их, общие русские или французские знакомые или вообще посторонние люди; длительны ли были их встречи и сколь длительны, что послужило толчком их связи, да и вообще, была ли связь или это было наваждение, неизвестно сколько продолжавшееся...»

Прелесть рисунка Модильяни именно в том, что художник простодушно рисовал прелестную, очаровавшую его девушку. А спустя десятилетия оказалось, что участники романа очень знамениты и уже не принадлежат самим себе. Их отношения - составная часть «романа культуры» ХХ века, и целые книги пишутся на тему: так все-таки что это было? «Особой нужды в спекуляциях нет, - справедливо замечает г-н Ипполитов. - То, что мы видим, - прекрасный рисунок одного из лучших мировых художников прошлого столетия, вдохновленного знаменитой и очень красивой русской поэтессой, - вполне достаточно... Был ли он сделан непосредственно с обнаженной Ахматовой, как хочется думать многим, или, как утверждает сама Анна Андреевна: «Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома...», то есть по памяти, не имеет большого значения».

Молодые люди были счастливы и оставили нам художественные документы, свидетельствующие об этом. И в легкой, изящной линии Модильяни запечатлелась юность века - прекрасная юность ужасного века.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram