Идея снять фильм с Валуевым дала внезапный художественный прорыв. Видимо, оттого, что режиссер нашел своего заветного героя и полюбил его всем измученным сердцем московского мальчика из хорошей семьи. Ведь несмотря на благополучную с виду жизнь, Филипп Янковский никак не может превратиться в гламурный проект и стать истуканом пустоты вроде Ф. Бондарчука. Янковский вечно тревожен, все что-то ищет, его фильмы, когда удачные, когда не очень, но всегда печальные, неизменно поблескивают талантом.
Молодые герои фильмов Янковского - будь то авантюрный журналист К. Хабенского из картины «В движении», несчастный «меченосец» А. Ткаченко или элегантный Фандорин О. Меньшикова - мечутся среди подлого мира и сами начинают порой заражаться его ядами.
Они все-таки слишком бледные и утонченные. Они, может быть, родные души для режиссера, но нет в них того, за что любят настоящих героев.
Другое дело - «Каменная башка».
С Николаем Валуевым на русский экран пришло то, чего не было. Он не вызывает ни смеха, ни страха, он вызывает трепет, восторг, дрожь - перед нами архаический человек!
Такие люди ходили в эпические времена по норвежским фьордам и лесам Шварцвальда, водились они и на европейском континенте в составе русского племени. Они когда-то форсировали Альпы под водительством Суворова, пели протяжные, грустные песни и называли своего царя «батюшкой». Это были чудесные люди, с Божьим даром физической силы, золотым сердцем и простой речью. Их вытеснили на обочину жизни бездарные, подлые новые времена, где уже никакого значения не имеют настоящие Божьи дары - сила, ум, талант. Где рулят какието вонючки, набитые деньгами или кривоногие-сухорукие мерзавцы, тиранствующие над народом.
Поэтому Валуев - «Каменная башка» - с самого начала обречен. Его герой попал в аварию, жена погибла, он частично потерял память, живет в ободранной квартире и питается какими-то рожками, заливая их молоком. В мире истерического потребления Башке нечего делать, как нечего делать великану среди лилипутов. Он подолгу молчит, по привычке ходит на тренировки, но у него отмирают нервные окончания, и скоро Башке конец. Уж во всяком случае, драться ему нельзя.
Но его директор Наиль, хищная гадина, не может смириться и хочет, чтоб Башка дрался с неким Кривулей. Поэтому он засылает Башке подложную жену Катю, чтоб та разрешила ему бой. Это кареглазая и длинноногая девушка Таня (Оксана Фандера), вынужденная пойти в шлюхи, чтобы содержать аутичного мальчонку-сына. Таня-Катя начинает выполнять задание, но в процессе понимает, какое чудо перед ней. Она уже не может послать Башку на верную смерть - бой с Кривулей. Да этого ничего и не будет - встретив врагов, Башка порвет их из-за грубого слова о своей Кате, а потом его самого забьют подонки и спихнут тело в черную, гибельную реку Неву.
Понятно, что вся эта сценарная лабуда не выдерживает никакой критики. Это просто сборник подержанных штампов из кино про боксеров. Но случилось чудо - конкретный сюжет уступил место настоящей художественной мысли. Валуев оказался феноменально киногеничен, а потому история архаического человека в подлом выродившемся мире стала интересным кино.
Ах, если бы мы все слушались маму-природу! Может быть, таких, как Валуев, были бы у нас сотни тысяч и мы все жили бы счастливо, не боясь ни за женщин, ни за детей. Ведь сильные люди добры и спокойны. Но победили в процессе чертовой эволюции другие - такие, как сука-директор Каменной башки - хитрые, мерзкие и подлые. Но, глядя на Валуева, всем понятно, каких именно мужчин надо любить и размножать. Да, в картине он болен, несчастен, обречен, и тем не менее - это идеал.