так, нам пишут: «11 августа 2008 г. в г. Нингбо, Китай (пятый порт в мире, население 6 000 000 человек), на площади перед Государственным оперным театром состоялось историческое событие. Впервые на территории Китая установлен бронзовый памятник, в рост (высота – 2 м), великому русскому поэту А.С. Пушкину. Памятник А.С. Пушкину – работа всемирно известного скульптора Григория Потоцкого, дар китайскому народу от России в преддверии проведения Олимпиады 2008. Григорий Потоцкий – президент и основатель Международной Академии Доброты.
Скульптор установил памятники Пушкину в Германии, Канаде, США, Египте, Республике Сербской, России. И каждый новый памятник Пушкину не похож на предыдущий. Но всегда это Пушкин. Высота скульптуры для Китая – два метра, но Пушкин выглядит небольшого роста, таким, каким он был в действительности. Так пропорции угаданы, что возникает подлинный, живой, образ поэта. Композиция динамична, и неожиданный эффект создан тем, что поэт дан в резком движении, прижав одну руку к сердцу, а другой опираясь на трость, что в реальности возможно, если это устремление не вперед, а вверх, к звездам! Он не столько опирается, сколько отталкивается тростью от земли. Трость как художественный элемент почти не использовалась в скульптурной «Пушкиниане», но это важная и характерная деталь для понимания образа поэта. Эмоциональное решение образа в памятнике настолько точно передает Пушкина, что экспрессивность и даже неточная передача формы лица, как ни странно еще более усиливает впечатление, что перед нами Пушкин.
Памятники Григория Потоцкого установлены во многих странах мира».
Все здесь отрадно сердцу – и то, что где-то есть на свете Академия Доброты (о, где ты? где ты?), и то, что Дон-Кихот монументального ваяния Зураб Церетели, оказывается, не одинок. У него есть верный соратник Григорий Потоцкий, чьи памятники установлены в разных сторонах света, в том числе «памятники доброты в Таллинне (Эстония), г. Рач (Австрия), Юрмале (Латвия) и др.», – как сообщает пресс-релиз.
И др.! То есть надо понимать, что во многих, столь же дружественных к России странах, как Эстония и Латвия, люди смотрят на памятники доброты Г. Потоцкого и становятся все добрее, все добрее… Китайский же Пушкин описан так зажигательно, что тянет его увидеть воочию. Потому что из присланной фотографии кое-что неясно. Где заявленное резкое движение вверх, к звездам? Китайский Пушкин смотрится довольно спокойным товарищем. Конечно, именно неточная передача формы лица всегда точно передает Пушкина, почему нам пишут – «как ни странно». Ничего нет странного в двухсотлетнем бизнесе на имени и облике гения, прокормившего уже тысячи людей всяких ремесел. Радует и «трость как художественный элемент». Потому что, будучи нехудожественным элементом в руках живого поэта, она бы прогулялась по горе-живописцам и скульпторам. А так все хорошо.
Ведь главное в современном ваянии – правильно угадать «пропорции доброты» у администрации тех стран, что принимают монументальные дары, так что нечего придираться. Стоит наш Пушкин, которого при жизни вообще за границу не пустили, как миленький в городе Нингбо.
Стоит и излучает знаменитую русскую доброту, которую нам так сильно хотелось бы вылить всем миром на добрых китайских товарищей и на их добрую Олимпиаду!