Аргументы Недели → Культура № 24(110) от 10.06.2008

Таинственный знакомец

, 14:57 , Писатель, критик, драматург

 СЕРГЕЙ Маковецкий – один из лучших актеров своего поколения. Может быть, и лучший на самом-то деле. Это не обсуждается даже среди критиков: качество игры Маковецкого уже много лет одно и то же. Он надежен и безукоризненно точен, как швейцарские часы; где бы ни работал Маковецкий – в телесериале или в изысканным авторском спектакле – в его игре не будет и тени пошлости или глупости.

 Сегодня он играет сошедшего с ума злобного интеллектуала в трагической композиции режиссера Камы Гинкаса «Черный монах» (по рассказу Чехова, московский ТЮЗ) и, скажем, неунывающего и хитроумного одесского еврея в сериале «Ликвидация». И зритель не видит никаких «швов», никакого трудового пота – все вроде бы сыграно так, как только и может быть сыграно. А сыграно – идеально. Диапазон творчества у актера велик и с годами только прирастает. В девяностых годах он часто играл жутких, странных, нереальных персонажей, точно вышедших с того света (вспомните хотя бы инфернального Иоганна из картины Балабанова «Про уродов и людей»!). Теперь в его героях видна обычная человеческая природа. И это захватывающе интересно – как в фильме Никиты Михалкова «12», где Маковецкий играет самого героического, самого сильного духом присяжного. В обычном человеке со сложной судьбой, далеко не уверенном в себе, живут упрямая человеческая порядочность и ответственность, в слабости обитает грозная сила. За тем, как эта сила обнаруживает себя, следишь с радостью и восторгом, идя вслед за актером. А актер идет уверенно, твердо, в полном владении собой и смыслом роли, и как приятно видеть такое зрелое мастерство, такую ясную и могучую веру в себя, в свое дело.

 Как-то довелось увидеть Маковецкого в мини-сериале «Косвенные улики». На героя-писателя, которого играет актер, время от времени падает тень подозрения, и в зависимости от этого он кажется то мерзавцем, то хорошим несчастным человеком. И лукавый Маковецкий так играет, что никак нельзя догадаться вполне, виновен герой или нет, злодей он или жертва. Это очень характерно для его творчества в целом. Он знает: тайна человека – в его неоднозначности, он знает, как удивительно может превращаться человек и как трудно дать ему четкую оценку. Оттого в самом отвратительном персонаже Маковецкого всегда просвечивает что-то странно притягательное, обаятельное. А в самом положительном – словно тени сомнения ходят: а точно ли этот человек так уж хорош? В полной мере воплощает Сергей Маковецкий всю запутанность, маскарадность, неуловимость человека. Смотришь в светлые, сияющие, таинственные глаза актера, слушаешь его высокий с прихотливыми интонациями голос и думаешь: а все-таки, человек – очень странное животное. Нет, едва ли оно произошло от обезьяны. Старик Дарвин в этом вопросе, пожалуй, ошибся…

 Маковецкий разработал собственную природу, как золотоносную жилу, и извлек максимум возможного. Ведь у него довольно обычная, даже заурядная внешность, с таким лицом можно разгуливать по половине мира, и везде примут за своего. И голос тоже вроде бы обыкновенный, не такой уж богатый от природы. Но все, что было дано, актер использовал и приумножил. И вот уже этот голос узнаешь моментально – а это признак большой актерской индивидуальности! Маковецкий замечательно смешно озвучил подловатого и жуликоватого киевского князя в анимационной трилогии о богатырях («Алеша Попович», «Добрыня Никитич» и т.д.). Озвученный им князь стал даже интереснее главных героев. Те совершают подвиги, потому что так надо по сюжету. А князь – живой и современный человек, наш человек, то есть змеюка и жаба, который тебя продаст, ограбит и тут же станет руку жать и уверять в любви и дружбе!

 Маковецкий силен и в кино, и на сцене, а это редкий случай. Нам с ним повезло: талантливый, умный артист оказался еще и добросовестнейшим работником. Бывает, актеры одну-две роли сыграют, хлебнут славы – и все, выход в тираж. А этот работает и работает как заведенный! Что ни поручи – со всем справляется. Не видела ни разу, чтоб Маковецкий провалил роль! Нравится ему что ли работать? Просто маньяк какой-то.

 Кстати, маньяков-то он играть умеет и любит. И злодеев всякого рода расщелкивает превосходно. Изумительно сыграл Сергей Маковецкий роль Яго в «Отелло» Шекспира (Театр имени Вахтангова). Но так же обаятельно и точно, «без швов», он может сыграть и положительно прекрасного человека. Поразительный случай умения перевоплощаться, меняться не снаружи – но изнутри.

 Потому и наказ наш зрительский один – пусть Сергей Маковецкий играет беспрерывно. Русской классики, мировой классики, современной драмы – всего побольше. Режиссеров хороших, зрителей умных, здоровья крепкого – всего, всего побольше!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram