Вернуть к 100-летию блистательному конструктору и учёному оборонной отрасли украденное 70 лет назад
30 ноября 2024, 08:51 [«Аргументы Недели», Виктор БРОНШТЕЙН, инженер, кандидат наук по социологии, Почётный профессор ИГУ ]
Маршал Берия отчётливо понимал, что необходимо срочно возрождать радиоуправление, загубленное в годы ежовско-сталинских репрессий. Поэтому он направил своего 17-летнего сына Серго (1924 – 2000) по этой стезе в действующую армию, а затем в Военную академию.
В 1947 году, блестяще защитив дипломный проект и зная пять языков, Серго Берия в возрасте 23 лет стал заместителем главного конструктора первых в СССР радиоуправляемых крылатых ракет «Комета». В 1950 году, будучи кандидатом наук, он был назначен главным конструктором первой в мире стационарный системы ПВО «Беркут», которая могла одновременно бороться с тысячей целей в небе Москвы на высоте более 20 км. К этому времени он уже был удостоен ордена Ленина и Сталинской премии за создание «Кометы».
Огромный успех в ракетостроении, позволивший нам через несколько лет, к удивлению всего мира, успешно испытать первые противобаллистические ракеты (главный конструктор – выдвиженец Серго Лаврентьевича, будущий академик Григорий Васильевич Кисунько), стать первыми в освоении космоса, как и до этого в термоядерной сфере, был достигнут благодаря предприятиям и научным центрам, созданным Героем Социалистического Труда маршалом Лаврентием Берией.
Через несколько дней после его уничтожения при зашкаливающей активности Хрущёва, его жена Нина и сын Серго оказались в одиночных тюремных камерах, а внедрение системы «Беркут» (С-25) затянулось до 1955 года. Несмотря на бесчеловечные пытки с имитацией расстрела Серго и обмороком матери, никакие документы против отца и мужа они не подписали.
Под мощным давлением научной общественности – А. Н. Туполева, В. П. Глушко, И. В. Курчатова и др. – через полтора года узников освободили, но отправили в ссылку в Свердловск, лишив всех научных степеней и дипломов, а Серго, вдобавок к этому, орденов, медалей, звания инженера-полковника и даже фамилии.
Но ни в брежневские, ни в постсоветские времена несудимому, но жестоко наказанному Серго Лаврентьевичу не вернули ни наград, ни учёных званий, активно используя гениальные наработки тех лет, полученные при его непосредственном участии!
С учётом вышесказанного, по мнению автора, было бы не лишним изучить общественное мнение по поводу реабилитации маршала, либо, с учётом фальсификации писем из заключения (см. «Вестник Санкт-Петербургского университета», 2019 год) и, как следствие, вероятной фальсификации всего судебного процесса, рассмотреть возможность возврата всех наград и маршальского звания, минуя реабилитацию!
(Сейчас готовится третье издание книги, дополненное историей создания первого в мире «железного купола»).