Известный писатель и политик, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов является одним из самых авторитетных и популярных авторов издательства «Аргументы недели». Его книги «Геополитика русской цивилизации», «Опрокинутый мир» и «Утраченный разум» разошлись многотысячными тиражами. В нашем издательстве вышел новый труд Леонида Ивашова, который называется «Геополитическая драма России» и является своего рода квинтэссенцией предыдущих книг, полюбившихся нашим читателям.
Заложники географии.
Россия обречена либо быть великой, либо погибнуть, исчезнув с карты мира. И дело вовсе не в каком-то там особом самомнении русских. Всё проще и одновременно сложнее. К величию и постоянному стремлению расширить свою территорию и влияние Россию подталкивают всё те же объективные факторы – климат и география. Леонид Ивашов в своей книге предельно аргументированно объясняет эту мысль.
Континентальное расположение в самой серёдке Евразии, природно-климатические условия, преимущественно равнинная местность при отсутствии труднопроходимых природных барьеров поневоле заставляли население этих мест вырабатывать присущие только им традиции и способы выживания, в число которых входила и пространственная экспансия.
Области, куда мигрировали славянские племена, основавшие затем Русское государство, необыкновенно плохо пригодны для земледелия. Качество почвы на севере скверное.
Из-за того, что согревающий Западную Европу тёплый воздух, производимый Гольфстримом, охлаждается по мере продвижения вглубь материка, самые холодные районы России лежат не в самых северных, а в самых восточных её областях. Вследствие этого огромная Сибирь с её потенциально неистощимым запасом пахотной земли по большей части негодна к земледелию. В восточных её районах земли, расположенные на широте Англии, возделывать практически нельзя.
Колыбель России находится в зоне смешанных лесов. Чуть южнее и восточнее лежат необъятные степи с их жирным чернозёмом, так и ждущим зерна. Вот только степь для славян была закрыта – воинственные тюркские племена кочевников-скотоводов не спешили делиться своим богатством, которым сами не пользовались. Более того, сами не прочь были поживиться славянским добром, захватывая его во время регулярных набегов. Вытеснить степняков силой оружия не получалось вплоть до середины XVI века.
Период, пригодный для сева и уборки урожая, в России весьма краток. В таёжных и северо-западных регионах он длится всего четыре месяца в году, в центральных областях – пять с половиной месяцев, в степи – полгода. Для сравнения – в Западной Европе этот период длится восемь-девять месяцев, иными словами, там природа отводит на 50–100% больше времени на полевые работы.
Образ жизни накладывает отпечаток на национальный характер. Жители Европы работают не спеша, тщательно и педантично. У них для этого есть время. У русского же этого времени не было. Сеять приходилось позже, а собирать раньше. Будешь «вылизывать» свою землю – не успеешь посеять, урожай не успеет созреть к страде, и зимой ты просто помрёшь с голоду. А вот долгой зимой делать вообще нечего, сиди на печи да воюй с мышами. Отсюда у русских склонность к лени, неспособность к долгому монотонному труду. Зато есть способность к дикому напряжению всех физических и моральных сил в короткие периоды, когда русский может своротить горы, за день переколоть десяток кубов дров, а потом свалиться совершенно обессиленным.
Результатом плохих почв, капризных осадков и короткого периода полевых работ явилась низкая урожайность в России. Коэффициент урожайности в средневековой Европе обычно составлял 1:3 (одно посеянное зерно приносит три зерна). Это минимальная урожайность, при которой имеет смысл заниматься хлебопашеством. В конце Средних веков западноевропейская урожайность выросла до 1:5, на протяжении XVI – начала XVII века она продолжала улучшаться и достигла уровня 1:7.
Россия же в Средние века получала те же урожаи 1:3, однако в отличие от Запада в последующем резкого подъёма урожайности не наблюдалось – климат не позволял. Где-то в это же время русские дворяне стали выбираться на Запад и перенимать западную моду и образ жизни. Вот только их хозяйства в принципе не были способны дать тот уровень доходов, который требовался для поддержания европейского стиля жизни. Следствием стали как неподъёмное усиление давления на крепостных, так и массовое разорение молодых дворян, которые закладывали отцовские имения, чтобы иметь возможность щеголять в дорогих мундирах, блистать в театрах и на балах. Нищее дворянство – примета того времени.
В том, что производительность сельского хозяйства в России была самой низкой в Европе, виноваты не только природные условия, но и отсутствие рынков сбыта. Даже если вырастить гору зерна, его просто некуда деть. Основным потребителем продуктов в Европе были города. Россия же вплоть до XIX века была практически исключительно аграрной. Внешняя торговля так же была неразвитой. А на ярмарке много ты продашь? Больше того, привезёшь на ярмарку слишком много хлеба – цена на него сразу рухнет, и ты опять останешься внакладе.
Если же ещё учесть длительные зимы, дающие возможность заниматься полевыми работами не более полугода, дороговизну транспорта из-за больших расстояний и плохих дорог, низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, – становится очевидным, что земледелие на значительной территории России не было доходным занятием и имело смысл лишь в отсутствие иных заработков.
И при значительном росте населения оставался лишь один выход – освоение новых земель.
Битва на западе.
Экспансию осуществляли и другие народы. Европейский подход был чисто хищническим. Русские же именно осваивали земли, принимая их под своё крыло. Хотя на первом этапе, конечно, без применения силы обходилось далеко не всегда.
Вопросу расширения географии России Леонид Ивашов посвятил целую главу, подробно описывая этапы этого процесса. Казалось бы, это мы уже проходили на школьных уроках истории. Но когда все эти даты и события сведены в одно и связаны единой логической цепочкой, впечатление они производят совсем другое. Разрозненные события выстраиваются в один огромный процесс, запущенный могучей волей.
Зимой 1237–1238 годов Северо-Восточную Русь постигла катастрофа: полчища Монгольской империи, возглавляемые старшим внуком её основателя Чингисхана Бату (Батыем), разорили Владимиро-Суздальское княжество. Было взято 14 городов, включая столицу – Владимир.
Примерно в это же время, в первой половине XIII века, шведы развернули наступление на земли финских племён и завладели Юго-Западной Финляндией. Попытки продвижения далее на восток с неизбежностью привели к столкновению с Новгородом, которому принадлежали устье Невы и побережье Ладожского озера. В 1240-м шведское войско впервые вошло в Неву, стремясь отрезать новгородцам выход к морю. В конце того же 1240 года агрессию против Новгородской земли начали немецкие рыцари-крестоносцы. В течение первой трети XIII века рыцари ордена меченосцев окончательно захватили земли прибалтийских племён и начали экспансию на русские земли. После ряда поражений, понесённых крестоносцами, произошло слияние ордена меченосцев с обосновавшимся в Восточной Пруссии Тевтонским орденом в Ливонский орден. Война Запада, за спиной которого стоял Рим, с Русью оправдывалась борьбой со «схизмой». В апреле 1242 года ордены получили по заслугам. Это было, пожалуй, первое столкновение Руси с коллективным Западом. И вышли русские из него победителями.
До половины XVI века русские продвигались прежде всего в западном и северо-западном направлениях: на пути в южные степи непреодолимой стеной стояли воинственные кочевники, с востока Сибирь наглухо закрывала сперва Золотая Орда, а затем её наследники – Казанское и Астраханское ханства, север был открыт, но негостеприимен.
Обе цивилизации – русская и западная – в ряде кровавых стычек, после пробы сил, очертили контуры своих границ и притязаний. Запад, остановленный на Чудском озере, вплоть до Смутного времени не мог проникнуть ни вглубь страны, ни в глубь народной жизни, оставаясь далёким и враждебным.
Примечательно, что в дальнейшем Россия оказалась единственной цивилизацией, сумевшей не только устоять под натиском Запада, но и ответить на него быстрым ростом. Ислам после ряда поражений, навсегда подорвавших его мощь, вынужден был уступить, индейская цивилизация Америки погибла, другие были колонизированы.
Аз есмь царь!
Пока на севере шла война с орденом, трагические события разворачивались на юге. В конце 1240 года войско Батыя вновь вторглось в Южную Русь, захватило Переяславль, Чернигов, Киев, Галич, Владимир-Волынский, множество других городов. Разорив южнорусские земли, Батый двинулся в Восточную и Центральную Европу. Были опустошены Венгрия, Польша, завоеватели дошли до Чехии и берегов Адриатики. Лишь в конце 1242 года Батый возвратился в Поволжье. Здесь образовался западный улус Монгольской империи – так называемая Золотая Орда.
Долгих два с половиной века, вплоть до «Стояния на реке Угре», Русь находилась в зависимости от Орды. Но уже после Куликовской битвы 1380 года Московское великое княжество начало разрастаться. К нему одно за другим присоединялись всё новые княжества и земли. К началу 20‑х годов XVI века Московское княжество настолько территориально разрослось, что и формально, и фактически представляло собой уже не великое княжество, а царство с заделом на империю.
Территория Московского великого княжества в это время простиралась от Ледовитого океана на севере до Уральского хребта на северо-востоке и линии Чудское озеро – верховья Западной Двины, Днепра, Оки – на западе. Самой уязвимой и неопределённой была южная граница – как юго-западная, так и юго-восточная, не имевшая природно-географических рубежей.
Здесь русская граница натыкалась на земли Казанского ханства, одного из обломков Золотой Орды, и возникала вновь лишь где-то далеко к востоку, на Каме и Вятке.
Соединить в единую линию русскую восточную границу означало вторгнуться в Казанское ханство или захватить его, что было осуществлено лишь в середине 50-х годов того же XVI столетия Иваном Грозным. Грозный, как всегда, не останавливался на полумерах – он присоединил к Московскому царству всё Поволжье до Астрахани и сделал Волгу и Каму великой естественной водной границей, отделявшей Русское государство от степняков. Уже при преемниках Ивана IV эта граница вначале продвинулась вплотную к Уралу, а затем пересекла его и стала проходить по Иртышу.
В 1547 году Иван Грозный провозглашает себя царём, т.е. фактически императором, владетелем целой империи.
Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00. 16+
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU