В издательстве «Аргументы недели» вышла новая книга Леонида Ивашова «Геополитическая драма России»
№ () от 7 декабря 2021 [«Аргументы Недели », Сергей НИКИТИН ]
Известный писатель и политик, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Григорьевич Ивашов является одним из самых авторитетных и популярных авторов издательства «Аргументы недели». Его книги «Геополитика русской цивилизации», «Опрокинутый мир» и «Утраченный разум» разошлись многотысячными тиражами. В нашем издательстве вышел новый труд Леонида Ивашова, который называется «Геополитическая драма России» и является своего рода квинтэссенцией предыдущих книг, полюбившихся нашим читателям.
Европейский Питер и азиатская Москва
По самому названию книги Леонида Ивашова понятно, что геополитические понятия и проблемы в ней рассматриваются сквозь призму применения их к российским реалиям. У России собственный путь – эта максима известна не одну сотню лет. Но что такого именно в России, в русских, что они не могут органично влиться ни в материалистическую западную цивилизацию, ни в направленную на постижение духовных практик цивилизацию восточную? Ведь даже другая максима, озвученная Редьярдом Киплингом, «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись» уже не кажется однозначной. Арабские шейхи с большим удовольствием наезжают в Америку или Европу и с энтузиазмом предаются там порокам, которые запрещены в их странах под страхом смертной казни или отрубания части тела. Китай с большим удовольствием использует блага цивилизации, принесённые с Запада. Индийские программисты составляют едва ли не главную силу IT-индустрии Соединённых Штатов. А на самом Западе количество людей, практикующих йогу, дзен и другие эзотерические восточные учения, просто неисчислимо. Так почему бы нам не «прислониться» к одному из этих деревьев? Зачем нам нужен этот самый «собственный путь»? Генерал Ивашов в «Геополитической драме России» подробнейшим образом разбирает все эти вопросы и объясняет не просто необходимость этого пути, а доказывает, что он является для нас единственно возможным для нашего выживания как народа, как нации, как особой цивилизации.
Аргументированно представляя Россию как великую державу, издавна взаимодействовавшую и с цивилизациями Европы, и с цивилизациями Азии, автор подметил двойственность во взаимовосприятии западного и восточного национального сознания, заложенную ещё в первые столетия существования Руси.
Пожалуй, трудно более лаконично и образно охарактеризовать превращение геополитических векторов исторического развития России в единый созидательный стимул, чем это сделал русский философ Г.П. Федотов: «Западнический соблазн Петербурга и азиатский соблазн Москвы – два неизбежных срыва России, преодолеваемые живым национальным духом. В соблазнах крепнет сила».
Именно в такой двойственности автор видит суть многих последовавших исторических событий, ставших предтечей нынешней модели мироустройства. Это подтверждает так любимый им немецкий философ Вальтер Шубарт в своей работе «Европа и душа Востока», написанной в 1938 году в Германии в период разгула фашизма. (Душа Востока – это он о России.) «Из духа ландшафта вырастает народная душа. Он чеканит в ней постоянные национальные свойства. (…) Если дух ландшафта сходен с духом эпохи, то они друг друга подкрепляют и усиливают своё действие. Несходство же их вызывает среди людей мучительные судороги и конфликты. Россия двух последних десятилетий являет собой потрясающий пример возможности раздвоенности между духом ландшафта и духом эона».
И никуда нам не деться от этого
Геополитика однозначно приходит к выводу, что национальные менталитеты, векторы развития цивилизаций определяются прежде всего географическими условиями, в которых рождён и обитает тот или иной этнос. Именно они определяют его образ мышления, способ существования и в итоге – традиции и цели. Человеку, рождённому в России, никуда не деться от «лесов, полей и рек», которые составляют его мир. В некоторой степени от этих условий, определяющих русский архетип (русский в широком трактовании этого слова), избавлены обитатели мегаполисов, редко соприкасающиеся в землёй-матушкой и живущие в своём мире каменных джунглей. В этом житель условной Москвы ближе к жителю условного Нью-Йорка, чем к жителю условной же Пензы, Вологды или села Нижние Пупырышки. Неспроста именно мегаполисы являются рассадником всяческих космополитских течений, оппортунизма и нонконформизма, а окраины обычно тяготеют к традиционализму и охранительству. Потому что на окраинах живёт сама Русь. В этом смысле стремительная урбанизация является угрозой не только русскому менталитету, но и любому другому национальному менталитету. Тем не менее даже в мегаполисах всё равно сохраняются глубинные остатки русского духа, растущие на сказках, книгах, фильмах, которые создавали те, кому русский архетип был близок. И вытравить это всё не так просто, хотя, без сомнения, попытки такие предпринимаются, и весьма настойчивые. Людьми без роду, без племени гораздо легче рулить, на них действуют универсальные методики, подходящие и для русского, и для китайца, и для сирийца, и для француза – лишь бы он ощущал себя «гражданином мира».
Отметим, что утверждение «из духа ландшафта вырастает народная душа» работает только в том случае, когда к этому самому ландшафту человек относится с любовью, с восхищением, как к чему-то близкому и родному. Сегодня же природа и земля – это источник барышей, прибылей, предмет торговли и спекуляции. Это не место, где ты живёшь, а место, которое позволяет заработать деньги.
Шубарт не только объясняет природу российской геополитики, но и прямо говорит, что именно за ней будущее. «Огромное событие, которое сейчас подготавливается, есть восхождение славянства как ведущей культурной силы… будущие столетия принадлежат славянам. Северная культура гибнет, на её место становится восточная культура». К сожалению, философ оказался слишком оптимистичен. На нынешнем историческом отрезке славянство находится в загоне. Восточная Европа практически легла под англосаксонскую модель. Находясь формально в поле Западной Европы, младоевропейцы изо всех сил стараются заполучить благосклонность США и Британии, даже если это прямо вредит интересам Европы. Такая вот игра на два фронта. С Украиной и вовсе чудно получается. Небратьям подсунули фальшивую национальную идею, прямо граничащую с нацизмом, подменив ею реальные славянские ценности. Попутно подсаживая на иглу зависимости от Запада. Они и рады.
Можно было бы возгордиться тем, что мы последние, кто держит знамя славянства, только не получается. Отрава Запада крепко проникла в души россиян. И уж всяко говорить, что наша культура становится на место «северной», не приходится. Так что тут Шубарт несколько поторопился. Будем надеяться, что это нынешнее отступление чисто тактическое. Хотя Леонид Ивашов имеет на это пессимистический взгляд.
Обречённые спасать мир
Почему же так оптимистичен был немец Шубарт? Что убеждало его поставить на Россию? Думается, именно то, что Россия смогла вместить обе крайности – Запада и Востока – и её не разорвало от этих несовместимых векторов, а наоборот, сделало сильнее. Об этом уникальном умении России совмещать несовместимое говорили многие большие умы.
В начале ХХ столетия на Руси возникло мощное евразийское направление русской геополитической мысли в лице П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого, Л.Н. Гумилёва и других. Они, находясь в эмиграции (Л.Н. Гумилёв в отсидке в карагандинских лагерях), по-особому взглянули на Россию, на её историю, её сущность. Приведём лишь некоторые изречения евразийцев.
П.Н. Савицкий: «Без татарщины не было бы России», «Россия – Евразия есть центр Старого Света. Устраните этот центр – и все остальные его части, вся эта система материковых окраин… превращается как бы в рассыпанную храмину». Н.С. Трубецкой: «Из Киевской Руси не могло развиться мощного государства… Россия есть часть империи Чингисхана». Л.Н. Гумилёв: «Если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство». Не правда ли, есть над чем задуматься?
Особую евразийскость Россия обрела с приходом коммунистов. Они изначально декларировали общемировые ценности, безо всяких национальных особенностей, но этот декларативный интернационализм Россия довольно быстро переварила в стратегию дружбы народов. «Нет ни эллина, ни иудея» для России оказалось слишком радикальной идеей. «Вместе» для русских значит «рядом», а не «одним кагалом». Русская общинность предполагает сохранение индивидуальности в обществе. Здесь она снова посередине – между крайним англосаксонским индивидуализмом, где интересы соседей не учитываются вовсе, и дистиллированным коллективизмом китайского толка, где интересы личности полностью и без остатка подчинены интересам империи – и не важно, император ей правит или генеральный секретарь.
Россия в лице Советского Союза в очередной раз уравновешивала мировой баланс и гасила желающих его нарушить и установить «однополярный мир». И платила за это жизнями своих граждан. 27 миллионов было заплачено только за попытку мирового переустройства «бесноватым ефрейтором».
Распад СССР ещё раз подтвердил неотвратимость и опасность попыток исключить Россию из мировых процессов, что нарушило бы тем самым устойчивость и стабильность системы международных отношений. Стало очевидным, что ослабление России чревато крайне негативными последствиями, ибо она вбирает, переплавляет, как в огромном тигле, и в конечном счёте гасит в ходе своего исторического развития на своих бескрайних просторах цивилизованные вызовы Востока и Запада, Севера и Юга. Распад биполярного мира уже привёл к возникновению цепи локальных и региональных конфликтов – Балканы, Кавказ, Центральная Азия, Центральная Америка.
Автор чётко определяет цели: «Русская история, евразийская культура, сильные армия и флот России в геополитическом смысле оказываются взаимодополняющими факторами, которые в своём единстве обеспечивают решение абсолютно приоритетной национальной задачи – сохранение территориальной, культурной, экономической и политической целостности страны. Россия может существовать в XXI веке только как великая держава, как мировая интеллектуально-нравственная цивилизация справедливости и чести, способная обеспечить мировую справедливость, достойное качество жизни своим гражданам и защитить свои национальные интересы в мировой политике, антикультуре и экономике. При этом свои культурно-цивилизационные границы нужно защищать стократ надёжнее, чем физические и экономические. Особенно – своё духовное пространство».
Именно это положение звучит лейтмотивом на протяжении всей книги Леонида Ивашова.
Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00. 16+
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU