Книги историка и писателя Сергея Нечаева уже полюбились нашим читателям. Малоизвестные страницы из жизни великих людей всегда интересны публике. Новая книга этого автора, которая вышла в издательстве «Аргументы недели», называется «Добрый доктор Гильотен. Человек, который не изобретал гильотину».
Чужая слава
Имя – это то, что даётся человеку при рождении и остаётся даже после его смерти. Доброе имя, недоброе имя – без разницы. Его ты заслуживаешь своим образом жизни и своими поступками. Твоим именем могут назвать пароход или континент, а может быть, будут пугать детей. Правда, история – девица прихотливая. Так что континент могут назвать твоим именем, даже если ты к его открытию никакого отношения не имеешь. Так же как полковник Кольт, который «уравнял всех в шансах», вовсе не был изобретателем и не создавал револьверов – он был всего лишь удачливым предпринимателем, вовремя запатентовавшим указанную схему и поставившим её на поток.
Но незаслуженная слава – это не самое страшное. Самое печальное, когда твоё имя оказывается накрепко связано с чем-то ужасным, а ты при этом ничего такого не делал. Мы уже рассказывали о книге Сергея Нечаева про прекрасного композитора Сальери, которого гений Пушкина походя превратил в символ бездарности, завистливости и обвинил в убийстве Моцарта, хотя на момент описываемых событий Антонио Сальери не только не был причастен к смерти Амадея, но и был едва ли не более известен и признан публикой. И таких случаев история знает предостаточно.
Виктор Гюго как-то написал: «Есть на свете несчастливые люди. Христофор Колумб не мог дать своего имени открытому им материку, Гильотен не мог отделить своего от изобретённой им машины». Но даже Гюго в этом случае ошибался – Гильотен не изобретал гильотины, а Америку викинги открыли гораздо раньше Колумба.
Сергей Нечаев – непревзойдённый мастер разгадывать исторические загадки, корни которых уходят глубоко в прошлое. В своей книге он развенчивает сразу несколько заблуждений: приспособление для обезглавливания человека было изобретено не во Франции, не во время революции и уж точно не доктором Гильотеном, имя которого, к сожалению, оказалось навеки связано с этим страшным орудием массового уничтожения людей.
Машина убийства
Приведение смертного приговора в исполнение во все времена занимало умы людей. Лишение человека жизни как ремесло считалось чем-то зазорным, но при этом необходимым обществу. Приближение новых времён потребовало некоего усовершенствования процесса. Да и поток «клиентов» возрастал. В таких условиях появлялись и неожиданные выводы о некоей «гуманности казни», и механизм, ставший популярным в революционной Франции, где головы летели, как колосья под косой, даже начали считать полезным изобретением.
П.Д. Калмыков в своём «Учебнике уголовного права», изданном в Санкт-Петербурге в 1866 году, писал:
«Там, где смертная казнь простая, важен вопрос – каким способом лишать жизни? Расстрел и виселица понятны. Но отсечение головы требует большого искусства. В тех положительных правах, где допускается отсечение головы, важен вопрос: отсекать ли голову 1) рукой палача посредством меча или секиры, или 2) посредством машины, гильотины. Для отсечения секирой и мечом надо много искусства, надо, чтобы палач упражнялся некоторое время в этом.
Исследователи этого вопроса пришли к заключению, что гильотина есть наилучший и наиболее рациональный способ исполнения казни, ибо, во-первых, отсечение головы совершается мгновенно и верно, между тем как рука палача может нанести удар неверно и заставить страдать преступника. Следовательно, гильотина сообразнее с человеколюбием. Во-вторых, занятие, состоящее в усовершенствовании человека в искусстве лишать жизни подобного себе, недостойное и отталкивающее, заменяется машиной. В-третьих, гильотинирование сообразнее с разумным значением наказания, с его характером безличности. Но гильотина, изобретённая во Франции во время революции, распространилась только в тех государствах, которые приняли французские законы за образец».
Появление этого «инструмента» прочно связывают с именем Гильотена. «Впервые изобретение французского доктора и революционера Жозефа Гильотена для «гуманного» лишения жизни было применено 25 апреля 1792 года. С тех пор оно стало традиционным орудием казни», – пишут Валерий Богданов и Сергей Ларионов.
Утверждение о том, что Гильотен изобрёл гильотину, стало настолько общепринятым, что никто даже не задумывается о том, верно оно или нет. В любом случае изобретатель и усовершенствователь – это, как говорится, две большие разницы. Но в данном случае это не так важно, ибо и то и другое – неправда.
В книге Сергея Нечаева рассказывается о полной драматических событий жизни человека, который не только не придумывал «станка для казни», но, напротив, всю жизнь занимался тем, что спасал человеческие жизни. А также о том, как получилось, что ему досталась такая незавидная слава.
Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00. 16+
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU