Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24 сентября 2021 года № Пр-1806 о развитии и поддержке школьных театров вылилось в Федеральную инициативу «Школьный театр». С мест бодро рапортовали о создании школьных театров в субъектах Федерации. А в марте 2023 года глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов даже заявил, что еще до конца 2024 года в каждой российской школе должен появиться свой театр.
Остается напомнить молодежи, что школьные театральные кружки существовали во многих школах Советского Союза. Сегодня российская власть пытается возродить то, что было для чего-то ликвидировано. И тут, возникает ряд вопросов, например, зачем надо было разрушать советскую воспитательную систему, направленную на работу со школьниками? Почему мы начинаем восстанавливать какие-то ее части тридцать лет спустя? Сколько времени и человеческих душ было потеряно…
Может быть, кто-то в правительстве наконец-то прочитал «Педагогическую поэму» Антона Макаренко, возлагавшего большие надежды на театр, стремившегося сделать его органичной частью жизни своих воспитанников. Исследователи опыта Макаренко прямо указывают, что его коммунары вместе смотрели и обсуждали спектакли. Антон Семёнович беседовал с ними, стараясь как можно глубже раскрыть содержание спектаклей, пьес и отдельных образов. Подростки не пропускали ни одной премьеры харьковских театров. Театр посещали все воспитанники Макаренко. При этом было принято поощрять еще и дополнительными поездками в театр тех ребят, кто особо отличился в учебе или труде. И уж совсем неожиданным для чиновников, наверное, стало то, что сам Макаренко, оказывается, при создании школьных постановок был не только театральным педагогом, режиссёром и суфлером, но часто и артистом.

Тамаз Гачечиладзе
Школа — это театр, а главные зрители в нём — ученик
А тут выясняется, что челябинский режиссер-новатор Тамаз Гачечиладзе уже почти полгода по вечерам работает над созданием Областного педагогического театра…Разумная идея, начинать надо с учителей, которые свою любовь и понимание театрального искусства понесут в школьные коллективы…
- Тамаз Малхазович, что, тяжело, наверное, быть режиссером в Челябинске?
- Конечно, тяжело, Владимир Васильевич. Потому, что это всегда выбор… Потому, что режиссура, это прежде всего ответственность за все, что ты делаешь…
- Вы про выбор, кому служить: власти…, или все же искусству…
- Про власть, даже и не знаю, потому, что я человек сугубо аполитичный… Те темы, которые меня колышут, те темы, которые меня по-настоящему трогают, они ведь находятся настолько далеко не просто от политики и политиков…, зато максимально приближены к бытию человека… Меня всегда интересовал обыкновенный человек в его обыкновенных проявлениях.
- А. кто для вас «обыкновенные человеки»?
- Для меня «обыкновенные человеки», это те люди, которые после работы мчатся в театр для того, чтобы там играть в спектаклях…
- Наверное, все же обыкновенные люди, это те, кто после работы взяв пиво и рыбку, идут домой смотреть телевизор…
- Вот на это как раз и направлен наш проект, и на это направлена вся моя деятельность, чтобы как можно больше людей вдохновить идеей, что жизнь намного шире, чем пиво и очередной телесериал. На простую мысль, что человек жив, пока в его жизни присутствует деятельность, а если в твоей жизни еще и существует творческая деятельность, которая не может быть не созидательной…, то жизнь твоя становится ярче, красивее… Ведь творчество порождает у личности вопросы, отвечая на которые человек внутренне преображается…
- Тогда давайте поговорим о театре… Что вас такое на этот раз торкнуло…
- Да, что там торкнуло (смеется). Дело в том, что год назад я наконец-то определился с тем, чем я занимаюсь профессионально.
- Это в который раз?
- Да, наверное, в сотый. Об этом думаю постоянно. Но на самом деле это серьезная тема, ведь я очень долго не понимал, что я умею делать такого особенного… Кто я по профессии? И совершенно случайно я вдруг понял, что я профессионально вдохновляю людей. И стал размышлять, погуглил, что такое «вдохновляю». И мне очень понравилось, что тут присутствует корень «вдох» и «появление», и получается, что «вдохновление», это появление нового вдоха. И это мне показалось очень красиво интересно и поэтично. И тогда я начал размышлять, как мне вдохновить максимальное количество людей. И я подумал, что надо вдохновлять учителей, для того, чтобы они вдохновленные, вдохновляли своих учеников. И таким образом родился театр учителей. Он сейчас называется Областной педагогический театр. Это проект при городском комитете по образованию. И мы официально существуем при институте развития образования на улице Красноармейской. И у нас скоро премьера, наш первый спектакль… 23 участницы. Учителя, работники детских садов, музработники, спортработники, воспитатели, заведующие, методисты, учителя младших классов, и просто учителя предметники,,, Очень разношерстная команда…

Кто запах сцены хоть единожды вдохнул.
Театр — это школа, в которой учатся с удовольствием
- Одним словом шкрабы (школьные работники), если, кто помнит «Республику ШКИД».
- Хорошо, что вы вспомнили эту замечательную республику. Так как, по словам одного из авторов повести, Алексея Пантелеева, и в школе-коммуне ШКИД тоже был свой театр, где ставили «Бориса Годунова» и современные революционные пьесы. Однако в одноименном фильме эта сцена, к сожалению, не отражена.
- При этом, признаем, что создатели «Республики ШКИД» (Сорока-Росинский) и Антон Макаренко имели разные подходы к воспитанию детей, но в значении театрального искусства для душевного развития они сходились во мнении. И. кстати, ведь было в школе для беспризорников имени Достоевского то, что позволило С.Я.Маршаку в докладе на Первом съезде советских писателей сравнить ее с Царскосельским пушкинским лицеем. Известно, например, что было время, когда в крохотной республике на шестьдесят человек «населения» выходило около шестидесяти газет и журналов…
- Я понимаю, Владимир Васильевич, что жизнь всех этих людей изменилась. А значит, что изменилась жизнь и тех, кто с ними ежедневно сталкивается. Но это значит, и то, что-система-то все равно работает. И хоть я большой скромностью не страдаю, но мне кажется, что наш педагогический театр – это просто удивительный проект. Который мы с помощью людей, которые поверили в этот проект, будем развивать. И я очень надеюсь, что это станет такой знаковой историей для Челябинска… И, когда нас признают культурной столицей, это будет звучать в том числе.
- Но почему же знаковой? Ведь это все же самодеятельность. И откуда тут взяться высокому уровню?
- Будет обязательно высокий уровень. Вы уж поверьте. Во-первых, потому, что с этими людьми будут работать очень серьезные преподаватели. Уже работают серьезные преподаватели. И это мои друзья и единомышленники. С ними телесной практикой, например, занимается Дмитрий Усков, это грандиозный профессионал своего дела. Это артист и режиссер, который начинал еще в мим-театре «Проспектъ». Это человек, который работал с Вячеславом Полуниным, тут клоунская школа очень серьезная… Человек, который знает, что такое клоунада, буффонада на высочайшем уровне... На мировом уровне… И, хотя мы будем делать спектакли очень разные по жанру, но сейчас мы подготовили нашу премьеру на основе рассказов Даниила Хармса. Будет комедия-буф…
- Понял, достаточно. Но, каков мотив у ваших девушек? Они, что, со скуки бесятся, или может, реализуют, таким образом свои детские мечты…
- Нет, нет. Мотивов в коллективе очень много. И у каждой актрисы свой мотив. Там есть, конечно, и те, у кого живы детские мечты (улыбается). Есть и те, кто пришли в театр за популярностью, какой-то определенной славой… Все мы люди… И те, кто пришел от делать нечего… Но дело в том, что я понимаю, вот этот наш премьерный спектакль состоится, и какая-то часть коллектива отвалится, а какая-то часть останется. И мы начнем сразу же работу над другим спектаклем. Придут новые люди, которые захотят попробовать себя в артистической жизни…, и от них тоже, какая-то часть отвалится, а какая-то прибавится. И тут самое важное, что вот это движение, оно в моей картине мира бесконечно. И слава богу. Но в любом случае останется некий костяк, который будет нести и передавать саму суть этого проекта. А суть проста, возвращаюсь к заветам Сергея Рахманинова, это бескорыстное стремление поделиться с окружающими каким-то своим добром. Не в смысле материального, конечно добра, а в смысле самого дорогого, что есть у человека, это тепло, радость, нежность, любовь. Вот, какие-то такие ценности, которые в супермаркете не продаются. Ведь творческий процесс действительно поднимает нас над обыденными бытовыми ситуациями….

