«Природа создала это всё, всю эту красоту. А потом это чудо появилось у меня в мастерской, в Москве. Во двор мы притащили горы леса. И вот ты ходишь, смотришь, долго думаешь…» — рассказал о первых моментах встречи с новым для себя материалом скульптор с мировым именем Даши Намдаков. Его новая коллекция «Ясновидение» — образец единения художника и природы. Работы (6+) выставлены в Иркутске в Галерее Виктора Бронштейна.
«Я — сын тайги. И всегда ее чувствовал, понимал», — разоткровенничался бурятский скульптор на презентации коллекции. Создавая работы из деревьев-сухостоев, он старался очень деликатно вторгаться в форму. В чем-то подчиняться тому, что диктует Природа. Она — тоже соавтор этих творений. Изначальный творец. А что привнёс в них Даши?
Мастер говорит, что ориентиром для него стала когда-то впечатлившая его в одном из музеев фигурка «Голова лося». Первобытное искусство. Абсолютное искусство. У его создателя, вытачивающего что-то из кости, и художественного образования не было. А вышел шедевр.
«А как сделать то же уже образованному человеку, который прошел большой путь, множество выставок. Как сделать абсолютно простую, но абсолютно понятную работу?» — задумался Даши Намдаков. Он ощутил, что пришел момент «создать что-то совершенно другое», нетипичное для него. Тем более, что и сам он с возрастом меняется. «Уже не 30, — признался автор коллекции. — И, может быть, я всю жизнь шёл к этому минимализму. Когда ты молод, тебя обуревает энергия, много всего. Надо пройти через года, чтобы делать короткие емкие высказывания… А когда ты нашел какой-то язык, и этот язык стал достаточно популярным, узнаваемым, художнику сложно меняться. Я понял, что вошел в зону комфорта и мне надо с этим что-то делать. В работе с металлом я чувствовал себя как рыба в воде, и, когда большой опыт наработан, ты начинаешь какие-то вещи делать автоматически. Так я понял, что надо двигаться к природным материалам, и мой выбор пал на дерево».
«Это будто не Даши и одновременно Даши», — поделилась впечатлениями известный иркутский меценат, генеральный директор АО «ИНК-Капитал» Марина Седых. С семьей Намдаковых она давно дружна и лично спонсировала выставку новых работ мастера в иркутской галерее.
В экспозицию вошло 16 скульптур, прообразами для которых стали бурятские онгоны, то есть шаманские маски для сакральных обрядов. Считается, что онгоны — это вместилища духов предков, которые помогают видеть ирреальный мир.
«Даши Намдаков в этой серии исследует тему ясновидения — способности «видеть» за пределами физического мира и чувствовать связь с миром духовным. Образы двойственны: с одной стороны, это проводники, которые соединяют реальный и духовный миры. А с другой — это отсылка к природе человека: только он решает, какую часть себя показать, а какую — скрыть, — настраивают на восприятие работ искусствоведы. — Абстрактные формы отсылают к мифам и древним верованиям. Сочетание традиционной обработки дерева с современными материалами тонировки и патинирования делают культовые образы актуальными. Дополняет экспозицию саунд-арт композитора Дмитрия 2Dcube Ларионова».
Надо сказать, что эксперимент с материалом для скульптора обернулся и поиском уникальной технологии его обработки. «Изначально дерево, даже погибшее, всё равно сырое, — объяснил Даши Намдаков. — Его надо было высушить, а затем остановить в нем жизнь, чтобы оно перестало дышать и трескаться. Для этого мы залили в него много разных жидкостей, обращались к специалистам, придумывали, экспериментировали. Для некоторых работ дерево нужно было опалить, чтобы получить красивую фактуру. Но опаленное дерево рассыпается в пыль, поэтому нам предстояло придумать, как его сохранить. Таких сведений нет даже в специальной литературе. Нам пришлось изобретать технологии самим. На это ушло около полугода».
Волшебно звучат в коллекции цвета. Снаружи работ, изнутри. Оттенки перекликаются с расцветками натуральных камней, хотя автор упомянул, что так вышло случайно, просто всегда хотел цвета: «В бронзе ты ограничен, потому что всё равно у тебя существует природная патина, ты провоцируешь бронзу на окисление и таким образом добиваешься цвета. Мне всегда этого было мало, мне хотелось всегда добавить красок. В этой коллекции мне удалось это сделать. Но даже здесь мы шли через патину, чтобы всё было максимально близко к природе».
Команда Галереи Бронштейна тоже постаралась не разрушить гармонию.
«При создании дизайна этой коллекции мы сталкивались с тем, что никакая архитектура и никакой цвет мы не можем внедрить в выставочный зал. Почему? — Потому что скульптуры Даши настолько архитектурны. Само произведение искусства настолько самодостаточное», — прокомментировала директор галереи Ольга Бронштейн. К открытию экспозиции готовились, как всегда, долго, около года, и тщательно: продумывали композицию, оттенок стен и еще массу моментов.
Тем более, что здесь, в Иркутске, у «Ясновидения» мировая (!) премьера. Задумывались работы для Венецианской биеннале, но в Италию коллекция так и не приехала. Впервые открылась широкой аудитории именно в столице Приангарья. А это для Даши Намдакова город далеко не случайный.
Выставка скульптур Даши Намдакова и кукол его семьи в галерее Виктора Бронштейна — единственная постоянная экспозиция с работами мастера. В ней «живут» традиционные степные образы: воины, шаманы, всадники, восточные красавицы, мифологические существа.
И самая первая выставка мастера, бронзовые скульптуры, была организована именно в Иркутске в 2000 году.
«С тех пор прошло 24 года, то есть два цикла по 12 лет, и я привез свою новую коллекцию на суд иркутян», — отметил Даши. Он до самого момента открытия не был уверен в реакции публики, в принятии такого «нового», «другого» Намдакова. Хотя первые гости экспозиции были впечатлены. А Виктор Бронштейн выплеснул эмоции: «Такой культурно-поэтический шок! Когда проходишь по выставке, видишь вот эту вот сказочную земную природу, эти самоцветы…» Да, каждый в этой неперегруженной простоте разглядит, «ясно увидит» что-то свое (не зря у работ нет названий). А образ, напоминающий распятие, (или всё-таки мощного быка?) в реальности, надеемся, никогда не обернется «распятием Природы». Первородной создательницы всего…
Возвращение к корням — забайкальские «Тужи»
В день открытия выставки «Ясновидение» в Иркутске Даши Намдаков также презентовал местным журналистам, блогерам и туристическому сообществу свой ленд-арт парк «Тужи», где тоже атмосферу создает дерево.
Находится ленд-арт парк недалеко от Укурика — деревни в Забайкальском крае. Там родился и вырос Даши. А три года назад вернулся туда с грандиозным проектом, оживляющим село.
Мастер вспоминает: «Когда я жил за границей и приезжал на родину, старики вели со мной беседы о том, что надо спасать деревню, потому что все уезжают и забывают свои корни и традиции. А для бурят это очень важно: чтобы наши потомки были сильными, они должны быть с крепкими корнями. А для этого корни надо подпитывать. Собственно, идея о спасении Укурика и стала основанием для проекта ленд-арт парка «Тужи».
Задуманное поддержала семья, земляки Намдакова, жители соседних деревень. Все вместе стали работать над парком — ставить скульптуры, для которых собирали в тайге разные коряги и старые, упавшие деревья. Появились и уютные домики, которые полюбились туристам. Место отлично подходит и для творческих фестивалей. В планах — две гостиницы.
Сейчас проектом «Тужи» плотно занимается старшая дочь Даши — Софья. Девушка закончила школу и заграничный университет, но вернулась в Россию.
«Примером мне служит папа, который путешествовал по миру, но при этом всегда возвращался на родину, чтобы восполнить свою энергию, — рассказала Софья. — И сейчас я понимаю, что если мы забудем про свои корни, то дальше не сможем расти — как дерево без корней. Сейчас я вижу, как меняется ситуация: когда мы начинали проект в деревне зимовали 5–6 домов, а сейчас почти тридцать из шестидесяти. Это классно, мне это нравилось, потому что я чувствую себя частью большого дела… И иногда мне кажется, что наши предки — там, в парке и они рады, тому, что происходит, они пришли в умиротворение. И мы это чувствуем. Я счастлива».