> Записаться в таланты по половому признаку… - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

Записаться в таланты по половому признаку…

17 апреля 2024, 13:14 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]

На фото Елена Володько

Окончание, начало здесь

Известно, что когда-то давно женщины начали настолько сильно возмущаться тем фактом, что они ниже мужчин в правах, что мужчины в это и сами поверили, и даже позволили женщинам стать выше…

Мужчины и женщины все никак не могут договориться об этом по той причине, что в мире нет третьей стороны, которая могла бы объективно урегулировать их извечный конфликт… А тем временем, в ходе процессов эмансипации, в ХХ веке, мужчины незаметно утратили свои основные социальные роли — кормильцев, защитников, глав семьи, воспитателей…

А сейчас женщины-творцы все настойчивее претендуют на якобы равные роли в литературе и поэзии… Вполне возможно, что и тут, в интеллектуальном соперничестве, ослабевшие мужчины скоро окажутся задвинуты на второй план… Об этой непростой ситуации мы и решили поговорить с известной поэтессой Еленой Володько:

 Елена, насколько твои стихи тесно связаны именно с твоей женской личностью? Запрограммировано ли твое творчество структурой твоей ДНК, чувствуешь ли ты определенную их заданность?..

— Мои стихи, Владимир, рождаются независимо от меня. Я пишу жизнь — то, что пережито мной, родными, друзьями, знакомыми. То, что болит и само прорывается на бумагу. Мы же не можем, подумав, сказать, что завтра у нас непременно будет болеть голова или зуб…

 

На троне женщина, а правит мужчина…

Женщина-поэтесса это приговор? Твое творчество не выходит из колеи так называемой плаксивой женской поэзии? И хорошо ли это или все же плохо?..

— В своих стихах я не анализировала мужское/женское. Но есть стихи, написанные от лица мужчины, и их довольно-таки много. Моего я в стихах не так уж много, но и не мало. Считаю поэтов существами эфемерными — без лица и пола. Могу ошибаться.

Мне важнее другое: помнить, что никто не отменял вкуса, мастерства, подлинности переживаний. Какая разница, кто страдает — мужчина или женщина? Это же боль. И читатель либо верит, либо нет. Тут даже мужчине, который обнажит мастерски свои чувства, поверят быстрее, нежели женщине. Ему же якобы по природе его,это не очень свойственно меется). Так что, Владимир, вопрос о том, чьи стихи более «плаксивые», остается открытым…

 Я неоднократно пытался приобщить наиболее достойных (смеюсь) женщин к чтению авторов, которые нравятся мне: Том Клэнси, Джон ле Карре, Станислав Лем Некоторые дамы, даже добросовестно пытались их читать. Но в конечном итоге все эксперименты закончились неудачей

— Да, Владимир, бытует мнение, что фантастика — для мужчин, а любовные романы — для женщин. Считаю, что нам давно пора его опровергнуть. Нельзя судить по полу о предпочтениях человека.

— Как необычно…

— На первый взгляд, такое деление литературы не такое уж и плохое, если судить о количестве читательниц, например романов о любви. Давайте разбираться. Что делает «женскую литературу» женской, а «мужскую» — мужской? В первую очередь — гендер автора. То есть, если взять 10 самых продаваемых писателей-мужчин по статистике, то среди их читателей мужчин будет больше. А книги, написанные женщинами, и читают чаще — женщины. Это объясняется тем, что в массовом сознании определение «книги, написанные женщинами», приравнивается к определению «книги для женщин». Чаще их еще называют бульварщиной.

Есть и другие моменты: книги, где большое внимание уделяется отношениям (любовные, семейные), сразу попадают на женскую полку. Там, где истории подобны хоррору, — на мужскую. Абсурд, на мой взгляд! Но отсюда и выходит то, что выходит: роман написала женщина, значит, читать его должны только женщины — полочка «для женщин», до нее мужчина вряд ли дойдет. Аналогично с «мужской» полочкой.

 

Женщины изменяют историю, но история не изменяет женщин…

И все-таки, Елена, бесспорно, что у женщин свои вкусовые пристрастия, свои предпочтения. Складывается ощущение, что два разных вида на одной планете пытаются сосуществовать, и получается у них не очень-то успешно. А литература это всего лишь отражение вечной драмы, где есть он и она. Вечная тема. Вечные страсти и чувства, и каждый новый творец пытается описать то, что он чувствует, хотя все уже давно описано до него…

— Получается, мы сами себя лишаем возможности прочитать ту или иную книгу, значительно обедняя тем самым свой внутренний мир, идя на поводу стереотипов. А издатели? Книготорговцы? Они активно потакают этому, делая ситуацию только хуже. А если все-таки, Владимир, провести эксперимент и расставить иначе книги на полочках, смешав мужские и женские творения? А еще лучше — скрыть пол автора! Думаю, что ситуация нас удивит. Хотя, по-хорошему, это стереотипное деление давно трещит по швам.

Сегодня очень сложно описать наш многогранный мир, и пора согласиться с тем, что есть не две разных литературы, а тысячи. Важно понимать, что книга — это инструмент, который позволяет одному человеку понять опыт другого. А разве в этом понимании нам важен пол, цвет кожи, рост, вес?

Я к тому, Владимир, что гендерные установки не должны влиять на нашу способность читать. Книги всем и для всех. Вопрос жанровых предпочтений — уже дело вкуса, он не имеет никакого отношения к полу.

Да здравствует уравниловка?

— Я бы сказала, что сегодня мужчинам гораздо сложнее завоевать читателя. Чтобы его творчество оценили по достоинству, ему надо либо написать нечто, либо помереть, либо — в застенки. И я не шучу.

У меня больше на страничке женщины присутствуют. Почему? Просто женщины эмоциональнее мужчин. Они знают, как жить и справляться со своими эмоциями.

Анализируя поэтический мир, сегодня можно сказать, что в мужских стихах может быть женское начало. Например, если мужчина каким-то образом пострадал в жизни — глубоко травмированные люди или искалеченные физически.

Утверждают, что мужчины мыслят логично и абстрактно, тогда как женщины чаще пользуются интуицией при принятии решений. Они относятся к каждой ситуации более эмоционально, а мужчинам свойственно рациональное отношение. Поэтому мужчина писатель и читатель нацелен на поиски смыслов, а женщина читатель через ваши замечательные женские стихи пытается почувствовать то, что уже испытали вы в момент творчества. Восприятие стихов мужчиной и женщиной настолько отличается, что у каждого поэта, несомненно, свои читатели…

— Отношение мужчин к женским стихам… Если говорить о сетевой поэзии, то сегодня в полной мере здесь можно лицезреть это. Говорят о таких стихах — «с душком» (Вроде как гадость сказал, а вроде — «я что? Я ничего. Я к женщинам хорошо отношусь».). Будто такой особый вид женской графомании. А чем, собственно, простите, женская графомания отличается от мужской? Или тут тоже будем рвать рубашку на груди…

У каждого поэта есть свой индивидуальный голос. Поэтика всегда идет от личности. Индивидуальное авторское мировидение обязательно проявится в его текстах. И женщинам гораздо труднее себя проявить, поскольку женские стихи, как ни крути, звучат в среде, где главные профессиональные ценители по большей части мужчины. На что только раньше не шли поэты и прозаики, чтобы обрести популярность. Например, мужчины брали женские псевдонимы (Проспер Мериме, Валерий Брюсов). А разве им удалось? Нет! Мужское сквозило в их строках.

Есть еще одно препятствие на пути женщин-поэтов — базовая предвзятость в семье и обществе по отношению к проявлению в женщине литературного дарования. Думаю, многие слышали в свой адрес слова, упреки, указания на то, чем должна заниматься женщина…

 

Я не роза в петлице мужчины

Елена, и что все так плохо? Женщине место на кухне?

— Конечно же, нет! Поэзия, которую пишут женщины, востребована. Но как для мужской поэзии, так и для женской, был и всегда останется самым важным вопрос выживания. Хоть здесь мы в одной упряжке! Проходные тексты, неважно, кто их написал, рано или поздно будут забыты.

Никто нас не ждет таких талантливых с распростертыми объятьями. О таланте важно не только заявить, его еще нужно проверить временем. Михаил Лермонтов, чтобы выдвинуться, написал стихотворение, создавшее ему немало проблем, а также угрозу для жизни, после чего и прославился. Опасно для жизни! Не повторять (смеется)!

Где-то прочитала, уже и не вспомню: «выйти из ряда вон, сесть на электрический стул или трон». Посвятить свою жизнь поэзии сегодня тоже риск. Вы четко должны понимать, что вероятность успеха ничтожна, а подводных камней миллион.

У меня нет таких задач. Мне просто необходимо получать удовольствие от того, чем я занимаюсь, и понимать, что мое творчество для людей.

Так все-таки, Елена, есть разница в мужском и женском?

— О различии мужских и женских стихов хорошо сказала писатель и философ Евдокия Лучезарнова: «Когда я пишу для мужчин, у меня все четко, строго расставлено по полочкам, каждое слово стоит, как книга, на своем месте. Когда для женщин, то становлюсь сплошными прилагательными. Мне хочется их ласкать, нежить, одевать в кисейные наряды. Женщинам всегда это приятно, потому что такова природа их души».

А для чего вообще разбираться в вопросе мужская/женская поэзия? Армянский военный и государственный деятель Гарегин Нжде писал: «Похороните музыку и поэзию, и наш мир превратится в хлев». Это мы должны понимать. Конечно, в первую очередь все мы люди и обладаем достоинством, правами личности, творческим потенциалом.

В мире уже давно ведется борьба за равноправие женщин и мужчин, однако побочным эффектом этих усилий может стать как раз «уравниловка», где различия полов начнут стираться и все превратятся в людей, в равной степени обладающих мужскими и женскими качествами. А это нехорошо. Наоборот, все различия между нами — повод дополнить друг друга, чтобы жить в мире и согласии, лучше друг друга понимать.

Шепчите мужчине слово «мир»

 Представители сильного пола оценивают ситуацию в целом, женщины концентрируют внимание на деталях, поэтому считается, что они более наблюдательны. Когда вы пишите стихи, то тоже заостряете внимание на нюансах? На оттенках и полутонах? Читая комментарии ваших поклонников и поклонниц замечаю, что все они пишут о своем… Стихи рождают в читающих их людях вполне определенные процессы и ощущения. Среди поклонников вашего творчества, как вам кажется, понимающих вас, больше женщин? И насколько мужчины любящие стихи чувственны, эмоциональны и ранимы? Не в этом ли проблема того, что многим маскулинным мужчинам больше импонирует суровая проза а-ля Хемингуэй — жесткая, конкретная и информативная?..

— В поэтическом контексте женщина традиционно была романтическим объектом, поэт, конечно же, мужчина, что подтверждается самим словом.

Плохих поэтов-женщин в мире не больше, чем плохих поэтов-мужчин, но женщины более заметны, потому что они начали писать сравнительно недавно и потому, что их темы иногда не являются универсальными. Выражение «женские стихи» — это жесткий приговор, а «мужское письмо» — комплимент. Однако в наше время женщины доказали, что они могут быть не менее профессиональны чем мужчины в любой сфере. Поэтому поэт или поэтесса — не суть.

Считаю, что самая неудачная выдумка русского языка — маркировать пол грамматики. Англичане и американцы превосходно без этого обходятся. Хорошо, что все-таки сексизм в поэзии не играет существенную роль. Автор сам решает, каким образом ему выходить из этого положения — противостоять, потакать или обращать внимание.

В этом отношении мне нравится Зинаида Гиппиус, которая никому не позволяла определять себя в поэзии по половому признаку. Она скрыла себя от всех: то ли мальчик, то ли девочка, то ли поэт, то ли философ, то ли христианка, то ли ведьма — меняла по собственному желанию маски. Эта способность от всех убегать, только к себе самой возвращаясь, сделала ее неуязвимой для канона.

Елена Владимировна, напоследок несколько главных слов?..

— Как сказал Паустовский: «Поэзия обладает удивительным свойством меется). Она возвращает слову его первоначальную, девственную, свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!»

Поэзия как была, так и осталась литературоцентричной. Именно она лежит в основе русской литературы. Если говорить о «высокой» поэзии, то можно сказать, что у современной поэзии массового читателя нет. Его никогда и не было (посмотрите на тиражи книг Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама).

Сегодня как никогда необходимы квалифицированные и авторитетные эксперты. Но не те, которые будут только критиковать и твердить о высокой литературе, а те, которые смогут доходчиво объяснить и указать на ошибки. Сегодня очень сомнительно воспринимается новость о том, что какой-то автор выпустил энное количество книг. Ну, и что? Это не значит ровным счетом ничего. Век, когда все покупается и продается!

К счастью, сегодня все-таки существуют жесткие законы, и пробиться, сделать так, чтобы негромкий голос настоящего поэта и его жизнь стали интересны другим людям, очень непросто.тКак писал ранний Пушкин: «Люди могут не иметь смысла, а стихи — обязаны».

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте