> Женская поэзия или поэзия женщин? - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

Женская поэзия или поэзия женщин?

10 апреля 2024, 09:10 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]

На фото: Елена Володько

И все-таки, что такое женская поэзия как квинтэссенция женского творчества: Подражание мужской поэзии? Например, Марина Цветаева. Демонстрация женской индивидуальности? Например, Вероника Тушнова и Римма Казакова. Или это что-то совсем иное?

Сегодня в нашей поэтической гостиной с поэтессой Еленой Володько мы поговорим о мужском и женском в творчестве.

 Елена, считается, что различий между мужчинами и женщинами очень много. И, пожалуй, даже слишком…

 Согласна, Владимир, мужская душа — неизведанная земля. Не только для женщин, но и часто для самих мужчин. Чаще всего мужчины подавляют проблему, эмоции, не принимают всерьез, прячутся на работе или в одиночестве — что угодно, только бы не столкнуться со своими собственными чувствами.

Почему мы вдруг решили, что мужчина не может быть слабым, не умеет чувствовать и ему не болит? Болит всем. И у мужчин эта боль бывает до хруста пальцев, до боли в подреберье, до дикого внутреннего крика. Поэтому не одна женщина страдает в поэтических строках. И нет ничего страшнее такого состояния, когда человек «горит» изнутри. А снаружи, глядишь, бравый молодец! Поэтому скажу, что и не такие мы разные….

 

Женское, это противоположный мужскому полюс…

 Елена, женщины, конечно, могут рассказать, какими, по их мнению, должны быть мужчины, но разве птице стоит учить рыбу плавать?

 Утверждают, и я согласна с этим, что сегодня великих женщин-поэтов меньше, чем мужчин-поэтов, потому что женщины строже к себе относятся, чем мужчины, считая, что если стихи ниже определенной высокой планки, то и нечего лезть с ними к другим, привлекать к себе внимание и требовать пиетета. А что мужчины? Пусть простят они меня, но стоит им накропать пару страниц, как они уже бьют себя в грудь и кричат о своей гениальности.

Мужская поэзия, как я считаю, разбалованная временем, поскольку о ней говорили, как о поэзии вообще. Причина? Пока не утвердились женские поэтические тексты, мужские просто не с чем было сравнивать. По счастью, сегодня мы такую возможность имеем. Если переходить к понятию «мужские/женские стихи», то следует сказать, что вне зависимости от того, кто пишет, у авторов любого пола может быть и мужское, и женское.

Например, у Маяковского много женского, а у Горбаневской очень много мужских жестких строк, к тому же еще и с абсолютно иной, не присущей женщине ритмикой.

 

Женщина — путь героини

 И слова о том, что на Земле существуют представители двух разных цивилизаций, действительно оправданы. Но при этом нас утешают, что представители разных полов дополняют друг друга, составляя в психологическом плане единое целое. Как, по-вашему, Елена, насколько глубоко мужчины и женщины способны понять друг друга в принципе. Не являются ли «плаксивые» женские стихи проявлением так и непонятой мужчиной женской личности…

 Нас, с разных планет, как привычно для всех: мужчин — с Марса, женщин — с Венеры, объединяют такие понятия, как: любовь, добро, сострадание, забота… Разве есть хоть один человек, который бы в этом не нуждался? Мы можем умело и стойко исполнять обязанности, играть роли, в зависимости от жизненных ситуаций, но вечером мы все как один бредем усталые домой, чтобы получить свою порцию тепла и понимания.

— В «Очерках психофизиологии письма» основоположника нейропсихологии Александра Лурии подробно описана роль артикуляции и проговаривания в письменной речи… Психологи при этом утверждают, что мужчины лучше воспринимают то, что видят, а женщины — что слышат. Получается, что у пишущих женщин-литераторов есть определенные преимущества в письменной речи, которую они проговаривают… То есть такие понятия как «женская проза», «женские стихи» еще до конца не поняты и не определены…. И женщину-поэтессу поэтому глубоко может понять только другая женщина — читатель… Они чувствуют одинаково. А мужчине это не дано, потому что он другой…

 Очень жаль, но такая же ситуация сложившихся стереотипов бытует и в поэзии. Здесь борьба полов и закоренелые взгляды. Бытует мнение среди мужчин — сетевых поэтов, что женщины не умеют писать стихи. Я сталкивалась с этим неоднократно. Давайте разбираться.

«У женщин все — сердце, даже голова» (Жан Жак Рихтер). Женская поэзия прорывалась сквозь мужскую с самой древности. Один из первых женских голосов — самобытных — принадлежит греческой поэтессе Сапфо. Именно ее часто называют основательницей женской поэзии как отдельного литературного явления, и сама она еще при жизни догадывалась о своей роли: «За безгласную имя не устают возглашать эти у ног письмена». Потом на долгие века поэтическое слово стало мужской привилегией. Только в 19 веке снова стал слышен голос женщины-поэта — тихо, в основном со страниц журналов и альманахов.

И только Серебряный век стал эпохой рождения женской поэзии, совпав с борьбой прекрасного пола за равноправие. Наконец-то женщина заговорила в полную силу — и не одна: литературные издания и книжные лавки пестрели дамскими именами и псевдонимами. Анна Ахматова писала: «Я научила женщин говорить, но, Боже, как же их молчать заставить!» Стоит заметить, что возрождаться женская поэзия стала еще до Ахматовой и Цветаевой. Уже звучали имена: Мирра Лохвицкая, Зинаида Гиппиус и другие… Особенность этой поэзии — сбереженный дар слова и дар сердца, цель творчества — донести плоды этого дара тем, кто умеет слышать и чувствовать. И характерно то, что все они живут одновременно в двух мирах: предельно земном, бытовом, привычном каждому, и в мире образов и высокой поэзии, а кто-то еще и в космическом, божественном.

 Елена, согласитесь, что в нашей необозримой стране женщины-поэты поздно стартовали. И вы вряд ли вспомните хоть одну женщину, начавшую свой творческий путь до рубежа XIX-XX веков.

 Говорят, что творчество женщин оценивается выше его реального уровня за счет традиционно более благосклонного к ним отношения. При этом отношение к женщине как таковой переносится на отношение и к женским стихам. Поэтому, чтобы адекватно оценить женское творчество, нужно уметь абстрагироваться от того, что оно женское, и рассматривать его без привязки к полу, наравне с мужским. Ведь мастерство поэта проявляется, как правило, на нескольких уровнях: природные способности (талант), профессионализм (ремесло), и пробивные способности. Да, сегодня это так…

 

Продолжение следует

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте