Надо высказываться, а не судиться и запрещать…
21 февраля 2024, 12:14 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]
Тонко чувствующие люди — это те, кто переживает эмоции особенно остро. Они ощущают любовь и восторг иначе, чем мы. И при этом могут погружаться в пучину грусти, тревоги и печали. Именно такой человек челябинский театральный режиссер Тамаз Гачечиладзе. И он сегодня гость нашей редакции.
— Совсем недавно прошел День Валентина, Владимир Васильевич. И я поздравил всех знакомых. Не с днем этого раннехристианского святого мученика, конечно же, а в связи с тем, что у меня появился очередной повод сказать обожаемым людям, что ты их любишь… Мы же без повода ничего не делаем…
— Это вы, наверное, не делаете, Тамаз (смеюсь)…
— А вы делаете?
— А мы делаем... Мне мама еще в детстве объяснила, что самый лицемерный, наверное, праздник — это Международный женский день 8 Марта. Потому что, любезнейший, к женщинам надо круглый год относиться хорошо. Особенно к любимым. Ну и баловать их по возможности не только раз в году… Кстати, вы ведь в День святого Валентина всех, кого любите, поздравляли… И при этом название этого дня вам почему-то не нравится?
— Да нет, конечно же. Не в этом дело.
День святого Валентина — праздник поэта
— А в чем?
— Дело в том, что мне очень хочется, чтобы мы перестали бороться против выдуманных соперников… Потому что я не вижу зла в Дне Валентина… Я не вижу зла в том, что люди в этот день раздают друг другу сердечки…
— Вам объяснить?
— Да. Давайте.
— Девяностые годы. Либерализация. С падением железного занавеса свободная от коммунизма Россия в полной мере почувствовала на себе все преимущества и недостатки капиталистического строя. В нашу страну активно начали приходить западные ценности. И одна из них, связанная с католической религией, — молодежный праздник День святого Валентина…
— Я это все читал, Владимир Васильевич. Я это все понимаю…
— И за 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде. Но сейчас все громче раздаются голоса о необходимости его видоизменить, так как в русской церковной традиции многие россияне не придерживаются «нового стиля». И тогда заявляют: почему бы не сделать типографскую валентинку с изображением святого Валентина? И поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь… А вы говорите, Тамаз, про какие-то кустарные поздравления любимых, объяснения в любви… Опять же, есть День Петра и Февронии для вас, россияне… Так что надо выбирать — скрепы или западные ценности… Религиозный такой подтекст у праздника любви…
— Мне кажется, Владимир Васильевич, что День святого Валентина вполне светский праздник. И никакой не религиозный…
— И все-таки, скорее всего, Валентин был католический священник и мученик. Он принял мученичество во время гонений на христиан в III веке. В эпоху Средневековья святой Валентин считался еще и покровителем пчеловодства, ему также молились об исцелении от «падучей болезни» — эпилепсии. Католическая церковь чтит память Валентина Интерамнского 14 февраля, а православная церковь — 30 июля (12 августа по новому стилю). Явно не наш человек…
— Я вообще не хочу говорить про День Валентина как про праздник. Я хочу говорить про любовь. И про ее проявления…
Мы любим ситуации с высоким давлением
— А зачем, Тамаз, говорить про любовь, когда ею надо жить и заниматься. Естественно, с благословения церкви, по нынешним меркам… Иначе ведь нельзя теперь. Или, может быть, что-то вроде проповеди Иисуса: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», — сия есть первая и наибольшая заповедь. И вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Действительно, на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Это Евангелие от Матфея.
— Нет. Вот я недавно посмотрел сериал наш, российский. Не буду называть, что это за сериал… Лучше по существу вопроса скажу… Там время действия 60-е, 80-е годы прошлого века… Я смотрю и думаю: что-то меня смущает. Что же меня там смущает?.. А они там вовсю занимались бездуховным сексом… Понимаете, они вовсе не любовью там занимались… Вот это меня и смутило… И поэтому у меня сразу возникает вопрос: заниматься любовью — это как бы хорошо. А замещать любовь какими-то другими действиями — это немножко другое…
— Тамаз, вы меня удивляете. Я уверен, что далеко не все способны на любовь. Но половые гормоны вырабатываются у всех организмов…
— И что из этого?
— И призывать субъектов, которые в принципе не способны на глубокие чувства, прекратить заниматься соитием — ну, это глас вопиющего в пустыне…
— Нет, Владимир Васильевич, я этого не говорил.
Любовь — это нечто посланное с небес
— А что вы говорили?
— Я говорю о том… Есть такой очень хороший дядька, я в свое время его очень много читал. Там просто потрясающая мысль у него. Она очень легкая на самом деле. Он обращается к женщинам и говорит: «Если вы, женщины, так хотите, чтобы вас любили, почему вы делаете все для того, чтобы вас хотели?..» Природа чувств абсолютно разная… Я сейчас не хочу показаться таким, знаете, рафинированным…
— Проповедником.
— Да, рафинированным проповедником, который говорит: знаете что, давайте будем девственность хранить до брака. Хотя в этом нет ничего плохого, наверное...
— Ну, Тамаз, тут каждому свое. Помните, что это классический принцип справедливости. Правда, эта фраза получила известность как надпись, сделанная национал-социалистами над входом в концентрационный лагерь Бухенвальд. Так что и тут не все чисто… И этот принцип изгадили…
— Да, действительно, каждому свое. Но я сейчас про другое. Я сейчас говорю про пропаганду отношений. Про то, что… ну, вы знаете, у меня был абсолютно удивительный педагог Тенгиз Махарадзе, советский и российский театральный режиссер. И он нам говорил: «Вы понимаете, как бы не надо на сцене показывать, как человек ходит в туалет. В этом нет необходимости, всем и так понятно, что все люди справляют естественные надобности. И демонстрировать это не нужно». Вот если мы возьмем и посмотрим фильмы про любовь, разных авторов (не буду сейчас уточнять, кого именно), то мы увидим, кто говорит про любовь, а кто говорит про ее… следствие.
— Я, конечно, не Тенгиз Махарадзе, но я хочу высказать такую крамольную мысль, которая мне кажется абсолютной: на сцене можно показывать все, что надо показывать. То есть любое действо должно быть оправдано. Можно показывать все, но в этом должна быть логика развития сюжета и какой-то смысл. Если смысла нет и если все заключается просто в справлении физиологических актов, как вы говорите, — я про малую и большую надобность, — то это, конечно, не надо выносить на сцену…
Но если в этом заложен какой-то глубокий смысл и через это действие что-то раскрывается, то почему бы и нет… Но, полагаю, что очень сложно такое придумать театральным постановщикам…
И кстати, мне близка позиция известного режиссера Юрия Грымова, выступившего с резкой критикой спектакля, где актриса справляла на сцене малую нужду, но затем неожиданно вставшего на защиту спорных постановок. Он сказал: «Надо высказываться, а не судиться и запрещать!»