Год закончился, и начался новый – все мы строим планы и думаем о будущем. Но хочется и прошедшее вспомнить. Рассказываем несколько любопытных новогодних и рождественских историй из жизни российских звезд.
Кто-то случайно попал на Рублевку, кто-то благодаря рождественской встрече получил звездный статус, а кто-то сочинил хит и приобрел мировую славу, хотя и не ставил перед собой такой цели.
Песня играла на репите
Николай Картозия, известный телевизионный продюсер, который в настоящее время является ведущим каналов "Пятница" и "Суббота", рассказал о том, какое влияние на него оказало творчество Юрия Истомина - популярного исполнителя русского шансона. Картозия поделился своими воспоминаниями в интервью "Аргументам недели".
Продюсер Николай Картозия, гендиректор телеканалов «Пятница» и «Суббота», в Телеграме поведал о любви к русскому шансону.
Когда Картозия работал на НТВ, «тяготел к секции репортеров-карателей», «мастеров пенетрирующей лиры и разящего золоторого страпона». Туда, кроме самого себя, он причислил автора «Намедни» Леонида Парфенова*, журналистов Павла Лобкова и Екатерину Гордееву*.
«Когда нужно было распять в эфире какую-нибудь гниду, звали нас», - поделился Картозия.
«Чтобы легче высекались искры ярости», Николаю нужно было, чтобы что-то его вдохновляло, некий стимулятор. Поэтому в наушниках звучал шансон.
С трепетом Картозия вспоминает непревзойденные, по его мнению, строчки Сергея Наговицына:
И Сизый полетел по лагерям,
Он иначе поступить не мог.
«Намедни» закрылись, и политические тексты писать стало некуда. «Кружок карателей» естественным образом прекратил существование.
Не придумав ничего другого, Картозия с Гордеевой решили делать фильм «Рублевские жены» - «о женщинах, которые не пытаются покорить Москву, потому что уже захватили земли получше — элитную Барвиху».
Пришли к выводу, что необходимо создавать легкий телевизионный продукт.
Сначала непривычный формат «не пошел», написать добрый текст оказалось не так-то просто.
«Мы сидели ночью в редакции и мрачно смотрели друг на друга. Наконец Гордеева сказала:
— Давай для вдохновения песню послушаем. И включила никому не известную группу «Колыма», (творчество Юрия Истомина), - вспоминает Картозия.
Что ж, послушали.
Рублевское шоссе, короткое, как ночь,
Как ночь, в которую я ехал не по воле.
Рублевское шоссе, петлистое точь-в-точь,
Как и мои по северу гастроли.
Надежный стимулятор авторства Юрия Истомина в сочетании с парой бутылок Jameson сработал лучше некуда.
«Песня играла на репите. Пили мы тоже на репите, чокаясь каждый раз, когда из динамиков вновь несся припев «Рублееевское….». Мы успевали выпить до слова «шоссе». Собственный сценарий нам нравился все больше и больше», - рассказал Николай.
В результате благодаря Юрий Истомину родился не только телепродукт, но и целый сонм оскорбленных в лучших чувствах рублевских обитателей.
Гордеева назвала ресторатора Аркадия Новикова, имея в виду размер бизнеса, «карликовым олигархом», а обиделся «сам малогабаритный ресторатор».
Помимо «целого выводка рублевских селебрядей», досталось и Михаилу Жванецкому. Не ведающие моральных авторитетов авторы нашли видео с закрытого рублевского корпоратива. Жванецкий там неосмотрительно пошутил:
— Здесь собрались все свои. Не то чтобы я не люблю бедных. Я готов их любить, но где-то в определённых, отведённых для этого местах.
Работа над сценарием кипела под шансон.
«Мы были в лоскуты. Пока режиссер монтировал наш фильм, Катя взяла гитару и пыталась подобрать по слуху «Рублевское шоссе». Но пальцы соскальзывали со струн, и тогда, подняв голову и поймав меня в прицел, Катя затянула «Голуби летят над нашей зоной». Пришлось допить даже «Рижский бальзам» и вьетнамскую водку со змеей», - рассказывает Картозия.
В итоге однозначно можно сказать - получился интересный проект.
Лирические тексты и мелодичная музыка Юрия Истомина оказали глубокое влияние на Николая Картозии. Творчество исполнителя стало для него чем-то особенным и значимым. В своем интервью Картозия подчеркнул, что музыка Истомина ощущается на эмоциональном уровне и способна создать особую атмосферу.
Таким образом, творчество Юрия Истомина оказало воздействие на Николая Картозию, открыв ему новые эмоциональные грани и вдохновив на создание документального сериала. Это соединение двух талантов привело к созданию проекта "Рублевские жены", который стал интересным и значимым для зрителей.
Юрий Александрович Истомин - певец, поэт и композитор. На свет появился в небольшом шахтерском городке Инта. Автор более сотни песен в стиле «русский шансон». Кстати, сочинять начал, когда ему было десять лет. В шестнадцать перебрался в Москву и стал студентом Института Культуры.
Переезд в столицу стал важным шагом для Истомина в его музыкальной карьере. В Москве он активно занялся музыкальной деятельностью и начал писать песни. Его творчество было полно эмоций и насыщено глубокими смыслами. Юрий Истомин умел улавливать настроение слушателя и переносить его через слова и мелодии своих песен.
Между тем у автора «рублевского» хита Юрия Истомина есть альбом «Пацаны» и одноименная песня. Этот альбом передает атмосферу субкультуры криминальных молодежных группировок даже более ярко, чем нашумевший в последнее время сериал «Слово пацана».
Тем временем Юрий Истомин, как и положено нормальному «выжившему» пацану, сегодня солидный предприниматель. Занимается инвестиционным бизнесом, коллекционирует современное искусство, с 2015 года живет в Монако. Все больше набирающие сейчас популярность технологии нейросетей стал применять еще в 2008 году. Сначала для оценки эффективности маркетинговых решений, а затем и непосредственно для работы на фондовом рынке. Супруга Истомина Элла Стюарт является председателем совета директором коммуникационного агентства BBDO Group.
Мастер объединять поколения
Одним из наиболее впечатливших музыкальных новогодних событий можно назвать клип АлСми «Новый год». Популярный исполнитель умело спародировал голоса Михаила Круга, известного осетинского хип-хоп артиста MiyaGi и «Дискотеки Авария». Песня получила множество положительных отзывов как от старых поклонников певца, так и от слушателей, ранее не знакомых с творчеством АлСми.
Не так-то легко объединить в одной пародии популярных в столь разных возрастных стратах артистов. С одной стороны Круг, автор классического шансон-хита 90-х - «Владимирского централа». С другой – нашедший свой стиль где-то на границе рэпа и регги и по-настоящему ставший звездой в 2020-х MiyaGi.
К слову, MiyaGi посвящает свое время не только творчеству, но и занимается культуртрегерством. В 2017-м основал музыкальный лейбл Hajime Records, который продвигает близких MiyaGi по духу артистов – таких как Andy Panda, TumaniYO, KADI, HLOY, Castle, Ollane, Mav-d.
«Новый год» - далеко не первый клип АлСми, заинтересовавший публику. В октябре прошлого года он выпустил пародийный трек «Балет» (а затем и «Балет-2»), где вокальные мелодии были исполнены голосами, похожими на голоса Михаила Круга и Макса Коржа.
В такое сходство было трудно поверить. Кто-то даже начал строить догадки, что АлСми каким-то образом добрался до архива неизданных записей Круга. Но нет – записи были сделаны артистом и его командой.
«Балет» занял первое место в топе «ВКонтакте», возглавил российский чарт Shazam, а в международной версии этого чарта поднялся аж на 19 место, что для отечественного исполнителя – потрясающий успех.
АлСми выразил благодарность слушателям за поддержку и пошутил: «Шел 2023 год, а шансон занимает первые строчки чартов. Это история, ребят».
Кстати, у АлСми есть и музыкальная пародия на «3 сентября», может быть, главную песню героя нашей следующей истории – Михаила Шуфутинского. Нетрудно догадаться, что она тоже стала весьма популярной.
АлСми прекрасно умеет объединять своими песнями разные поколения.
Кругом свои люди
Певец Михаил Шуфутинский поделился историей, как во время празднования первого Нового года после эмиграции в Америку с ним произошел забавный конфуз.
Певец с близкими отмечал праздник в Нью-Йорке.
«Я пригласил домой Деда Мороза. Так вот он приехал на желтом такси, вышел с огромным ярким алым мешком, пришел к нам. И начал детей развлекать, причем, несмотря на то, что он говорил по-английски, у него был жуткий восточноевропейский акцент», - говорит артист.
Дед Мороз предложил сыну Шуфутинского встать на стульчик и прочитать стишок, а ребенок застеснялся. Певец, видя, что ситуация принимает неприятный для его сына оборот, сказал жене по-русски: «Какой придурок этот Дед Мороз».
И тут оскорбленный Санта повернулся к Шуфутинскому, и говорит, также на русском: «И вовсе не придурок».
Актер тоже оказался эмигрантом.
«Мы с ним потом даже подружились, выпили бутылку водки за Новый год», - поделился Шуфутинский.
Откуда на самом деле взялись новогодние хиты
Песня «В лесу родилась ёлочка», которая у всех ассоциируется с советским периодом, как выяснилось, появилась на свет еще до революции.
Стихотворение Раисы Кудашевой, ставшее впоследствии песней, впервые опубликовали в 1903 году в журнале «Малютка».
Леонид Бекман сочинил музыку, хотя не был профессиональным композитором. Мелодию для песни «В лесу родилась ёлочка» Бекман сочинил как подарок для своих дочерей. А популярность она получила после того как жена Бекмана – Елена – выпустила сборник песен с нотами, в который вошло и это произведение ее мужа.
Издание получило признание не только публики, но и знаменитых композиторов – Сергея Танеева, Александра Скрябина, Сергея Рахманинова. Высоко оценили сборник сестры Гнесины, знаменитые русские и советские музыканты и музыкальные педагоги.
Любимую многими песню «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь», которую исполнила Людмила Гурченко, могло в картине и не быть.
«Пять минут» родилась в результате совместной работы режиссера «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова, композитора Анатолса Лиепиньша и поэта Владимира Лившица. Музыканты оркестра, записывавшего музыку для фильма, посчитали ее слишком старомодной и говорили, что больший успех фильму принесла бы более джазовая композиция.
Но песня все же вошла в фильм – и стала хитом всесоюзного масштаба.
Самая известная в мире рождественская песня - Jingle Bells – была написана в XIX веке Джеймсом Пьермонтом, жившим в небольшом городке Медфорд в США. Сначала ее назвали One-horse Open Sleigh, в ней рассказывалось о том, как молодой человек отправился кататься с девушкой на санях, но они перевернулись, подпортив свидание.
Посвящена песня была не Рождеству, а Дню благодарения, и мотив, кстати, тоже был немного другой.
Первой песню услышала хозяйка инструмента, на котором Пьермонт исполнял песню, - миссис Уотерман, которая заметила, что аккомпанемент напоминает звон колокольчиков.
И именно под названием Jingle Bells – «Колокольчики» - песня получила настоящее признание. Правда, не сразу, а только в 1943 году – когда ее перепели, уже с обновленной мелодией, Бинг Кросби и сестры Эндрюс.
* - признаны иностранными агентами.