В иркутской галерее открылась выставка бурятской художницы Аллы Цыбиковой
№ () от 30 января 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
Даже покинув зал галереи, где выставлены работы Аллы Цыбиковой, ты еще долго крутишь в сознании образы, которые разглядел на картинах удивительной — одновременно простой и замысловатой — художницы. Невольная ассоциация — с игрой «Имаджинариум», где воображение каждый раз открывает в интересных рисунках на карточках новые детали, смыслы и настроения. О своих чувствах и переживаниях рядом с некоторыми творениями Аллы Цыбиковой нам рассказал сын художницы — Александр Важнин. Хотя, на самом деле, импрессия всегда очень интимный, тонкий момент, каждый созерцающий подмечает близкие ему оттенки и настроения. Рекомендуем прикоснуться к искусству неординарной художницы и пропустить его через призму своего мироощущения.
В соцсети первые посетители выставки уже обсуждают, кого какая картина экспозиции Аллы Цыбиковой особо затронула, в каких красках, штрихах и образах отразилось состояние, созвучное нотам души смотрящего. Кто-то «зависает» вместе с задумчивым старцем-странником где-то на берегу, других завораживает цветастая птица… В галерее Виктора Бронштейна выставлено больше 60 работ из семейного собрания художницы.
Сыну Александру коллекция досталась от мамы. Позже ему удалось вернуть в неё еще порядка 15 работ. «Многие из них выставляются впервые, — подчеркивает Александр. — На этой выставке также впервые мы показываем эскизы сценографии и костюмов к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Это дипломная работы мамы».
В экспозиции вместе с живописными полотнами представлены предметы декоративно-прикладного искусства, созданные по эскизам Аллы Цыбиковой, а также акварельные миниатюры на деревянных досках, удивительные гобелены (технология их изготовления тоже проработана и отточена художницей).
Специалисты говорят, что Алла Цыбикова одной из первых стала сочетать в своем искусстве традиционные этнические мотивы с приемами западноевропейской живописи. Художница выбирала различные сюжеты — от бытовых до мифически-сказочных, создавая свой ирреальный мир. «Я скорее сказочница, чем философ» — вспоминают цитату Аллы Цыбиковой о себе. Да, сказочно — это и правда об атмосфере ее творчества. Но это не поверхностные, а глубокие, наполненные символами, иногда печальные сказки.
Алла очень рано оставила этот мир, ей было всего 47 лет. Но ее отражение навсегда останется в ее картинах.
Из-за характерных цветовых решений современники сравнивали искусство Аллы Цыбиковой с работами Ван-Гога, Пикассо и Сезанна. При этом художница определённо обрела свою уникальную манеру. «Ее живопись легко узнать по удивительной силе и в то же время нежности, — замечают арт-ценители — теплые и холодные оттенки на холстах будто переплетаются, дополняя друг друга». «Цыбиковский стиль органично соединил традиции западноевропейской и русской живописи с самобытностью культур Востока, Бурятии, Тибета». «Мир Аллы Цыбиковой соткан из снов, воспоминаний, раздумий, в которых персонажи сливаются с образами традиционной народной культуры, становятся проводниками между эпохами, сакральными сферами, между рождением и смертью, как картина единой вселенной».
«Иногда люди говорят, что мамино искусство пробуждает в них двоякое ощущение, есть оттенок тревоги, волнения. Но у меня каждая мамина вызывает чувство эйфории, — признался Александр Важнин. — Возможно, потому что всё здесь связано с какими-то детскими впечатлениями».
Например, в картине «Полёт» Александр узнает знакомый пейзаж родного Улан-Удэ. Говорит, еще малышом всегда мечтал посмотреть на знакомые улицы и дома с высоты птичьего полета.
И «Мелодия забытой деревни» очень трогательно отзывается в сердце. «Посмотрите, как нежно, трепетно птица держит флейту, — обращает внимание на детали сын Аллы Цыбиковой. — Посмотрите на расположение пальцев, на взгляд. А на крыле — деревня, старые домики. Как будто бы ничем не примечательные. Но тоже чувствуется трогательное к ним отношение автора. Знаете, у бурят распространено поверье, что у каждой местности, у каждого поселка есть свой могущественный хозяин, который этому месту благоволит. Вот на этой картине птица словно такой покровитель. И село у нее под крылом».
Возле «Утешения» наш гид по искусству своей талантливой мамы останавливается в раздумьях. Словно еще и еще раз всматривается в, казалось бы, во всех штрихах изученное полотно. «Когда я на эту работу смотрю, мне хочется просто как-то помолчать и вникнуть. Написано в тяжелое время, 1990-е… Сколько душ нуждались в утешении… Мама всегда хотела, чтобы эта работа была в семье. Но иногда мы ее выставляем…»
Есть предложение показать творчество Аллы Цыбиковой монгольской музейной публике, поделился планами Александр. Пока же, до 2 июня коллекция «гостит» в Иркутске.
«Я бы хотел погрузить тех, кто приходит в галерею в удивительный мир Аллы Цибиковой. Хотел бы, чтобы люди прониклись. Ощутили нечто сакральное. Каждый по-своему, конечно».
Алла Цыбикова. Мы помним
В искусстве современной Бурятии погружение в традиции сочетается с открытостью к глобальной культуре — это вызывает неподдельный интерес аудитории. У истоков стоят талантливые художники, которые несколько десятилетий назад дали толчок переосмыслению и возрождению самобытного искусства. Особое место среди них занимает Альбина (она настаивала, чтобы ее звали Аллой) Ойдоповна Цыбикова, заслуженный художник Российской Федерации.
Алла Цыбикова родилась в 1951 году в селе Агинское Бурят-Монгольского национального округа Читинской области. 8 классов школы закончила в Улан-Удэ. Затем — Иркутское училище искусств (училась у Галины Новиковой), в 1976 году окончила Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова. В Москве не осталась, вернулась в Бурятию, где прожила всю жизнь.
В середине 1990-х две выставки Аллы Цыбиковой были организованы в США, в это же время случилась ее первая экспозция в Улан-Удэ. Художница ушла из жизни в 1998 году и звание заслуженного художника Российской Федерации получила посмертно. Сейчас работы Аллы Цыбиковой хранятся в музеях и частных собраниях России, Японии, ЮАР и США.