Аргументы Недели. Челябинск → Культура 13+

Полина Лахтина: картины моей души

, 12:47

Полина Лахтина: картины моей души

Наверняка многие из вас никогда не задумывались над тем, как рождается картина… Хотя рождение неповторимого полотна в голове ее создателя — процесс уникальный и интереснейший. И сегодня мы беседуем об этом с челябинской художницей Полиной Лахтиной. Напомним, что в столице Великобритании в арт-каталоге «Сокровищница Великой Степи», изданном в апреле 2023 года, опубликованы и ее творения... Полина Леонидовна охотно рассказала нашему корреспонденту о том, с чего начинается ее работа:

— Вот знаете, Владимир, происходит своего рода какой-то эмоциональный всплеск, и он способен создать самый необычный образ в голове художника.

 И когда это у тебя началось, Полина? Я про образы в голове.

— Я еще в детстве была ребенком с очень живым и развитым воображением. То есть действительно очень живой и живущей своим внутренним миром. Я постоянно что-то выдумывала. Только не подумайте, Владимир, что я врала больше других. Для меня одиночество было не в тягость. Мне никогда не было скучно самой с собой. Я всегда что-нибудь придумывала. Много рисовала, лепила, вырезла из бумаги. Взрослые удивлялись и называли меня творческим ребенком. И в те советские годы у меня не было тех замечательных игрушек, как сейчас. Я поэтому многое мастерила своими руками. Мне было интересно выдумывать для кукол разные комнаты. Обставлять их мебелью. Раскрашивать, как-то по-особому. Как говорится, голь на выдумки хитра — вот это точно про меня. И это, похоже, дало мне определенный творческий импульс.

А с годами, когда слушаешь, какую-нибудь волнующую музыку, или сидишь что-то читаешь интересное, или что-то где-то увидишь — всмотришься, и это всё вызывает переосмысление, внутри тебя рождается какой-то готовый визуальный образ. Я как-то решила просто попробовать… потому что был период, когда я слушала одну и ту же музыку... И у меня была отчетливая картина — три пирамиды...

 

Искусство — это линия вокруг мысли...

 Это называется визуализация... Но ты же еще и стихи пишешь...

— Визуализация, да. И кстати, стихи я так же пишу... Я вижу картинку перед собой.

 Подожди Полина, картинку или слова?

— Картинку. Какой-то мыслеобраз, и ты его описываешь только словами. Вот и вся разница. Для меня во всяком случае.

 Ну и что ты начала рисовать под влиянием этих видений?

 Я начала пробовать и написала картину «Секрет трех пирамид». У меня был такой образ. Я просто видела эту картину мысленным взором. Но не могла объяснить словами. Три пирамиды на пустынном месте. Это была песня Роджера Тейлора «Одиночество». Он, если помните, знаменит как участник группы Queen и солист The Cross. И эта его песня рождала у меня один и тот же образ. Вот никуда от этого не деться…

 То есть три пирамиды?

— Да, у меня и сейчас эта картина есть. Никуда она не денется…

 Но это же, наверное, несложно нарисовать. Я имею в виду три геометрические фигуры…

 Не скажите! Когда ты не учился… Ведь тут важна перспектива, удаленность, подбор цветов… Да даже нанесение красок, чтобы они не потемнели со временем. Это все тонкости, которые надо знать.

 

Не изображать, а вызывать…

 Чем ты начинала писать картины и в какой технике?

 Я начинала писать гуашью на бумаге. А потом перешла на акрил, не на картоне... Сначала покрывала кусочек дерева, ДСП специальным покрытием — белой краской, грунтовкой. Все становилось белым, а на нем я уже рисовала…

 Полина, гуашь ведь немного грубоватая...

— Да, грубоватая. Поэтому я и перешла на акрил. Он не размывается водой и более стойкий. Но в то же время консистенция такая легкая, подвижная, текстура удобная. Мне удобно работать, потому как я рисую тщательно и тонко. И у меня не грубые такие мазки. Знаете ли, некоторые просто мазками рисуют... Масло, там… а мне удобна темпера...

 Но ты картины рисовала для себя?

— Да, для себя. Я не предполагала, что кто-то ими заинтересуется. Мне нужно было просто выразить — увидеть уже готовое… Знаете, какое было ощущение, когда ты что-то нарисовал и вот оно перед тобой, уже воплощенное… То оно было у тебя внутри, образ… А вот оно в картине, и ты видишь его уже на полотне… Конечно, было своего рода чувство внутреннего довольства: вот, я это всё же сделала. Но, что это кого-то заинтересует, я даже не могла предположить.

И потом, в возрасте лет восемнадцати я познакомилась с замечательным человеком — членом Союза художников России Ринальдом Васильевичем Гончаруком. Он кандидат технических наук, ветеран кафедры технологии машиностроения ЮУрГУ, бывший преподаватель гуманитарных дисциплин в ЧГАКИ. И он великолепно владел всеми жанрами живописи и рисунка, являлся автором оригинальных технологий пастельной живописи. Владел резьбой по дереву и камню, работал с металлом, лаками, кислотами. Он мой хороший, большой друг. Ринальд Васильевич посмотрел мои работы и говорит: «Ну что, Полина, я вижу вашу выставку». Я была настолько ошеломлена. Для меня это было настолько неожиданно, непривычно, в новинку… да и неудобно: да что я, кто я такая? И он организовал мне выставку. Он действительно прекрасный художник-реалист. И при этом он мне всегда говорил: «Вот так, как ты видишь, я не нарисую. Мне не дано...»

 

Я рисую свою реальность

 Полина, ты рисуешь в какой манере?

— Я рисую в манере символизма. В моих картинах много символов. Даже скорее зашифрованных символов. Потому что есть вещи, которые передаются только в символической форме. Это еще называют субъективным реализмом, то есть когда ты что-то воспринимаешь и у тебя рождается внутренняя реальность. Это и есть субъективное видение. Не то что в окружающем мире — там объекты. Я рисую этот самый мир, который внутри меня. Поэтому я иногда и называю мои работы — в мире моих стихов. В мире проекции моего окна. Или — вид из окна моей души. Я ни на что не претендую. Я просто так вижу — и рисую. Или так чувствую — и пишу. А если у кого-то будет что-то созвучное с моим, то это же просто прекрасно…

Окончание следует.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram