Аргументы Недели. Челябинск → Культура 13+

Уральцам рассказали о феномене златоустовской гравюры

, 11:56

Уральцам рассказали о феномене златоустовской гравюры
Гости студии поговорили о феномене Златоустовской гравюры. Фото Дмитрия Куткина, Вечерний Челябинск

В свет вышел новый выпуск тематической серии «Как создатели промышленного хребта России культуру поднимали»  подкаста «Так культурно!».

На этот раз героями проекта, выпускаемого медиахолдингом «Гранада Пресс»  при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стали Иван Бушуев и Павел Аносов, чье наследие бережно хранят на Южном Урале.

Уроженец города Златоуста Павел Аносов, трудившийся директором оружейной фабрики, смог разгадать секрет знаменитой дамасской стали.

Как рассказала главный хранитель Государственного исторического музея Южного Урала Ирина Ивлиева, десять лет он бился над загадкой, провел несколько тысяч плавок, и, наконец, получил желанную булатную сталь.

«Как только Аносов нашел идеальный «рецепт» булата, металл стал применяться в массовом производстве. В фондах златоустовского музея можно увидеть сабли и шашки из настоящего аносовского булата», - говорит Ивлиева.

До сегодняшнего дня данная технология, увы, не дожила, была утеряна, ведь были нюансы, о которых Аносов никому не рассказывал.

Но аносовская сталь стала полотном для шедевров другого героя подкаста – Ивана Бушуева. Он усовершенствовал технологию украшения холодного оружия, добился «выпуклости» рисунков.

Златоустовский музей может похвастать экспонатами, которые следует разглядывать под лупой, тогда взгляд различит мельчайшие детали: амуницию солдат, спицы в колесах.

Чем же отличается Златоустовская гравюра от других стилей?

По словам младшего научного сотрудника, хранителя фондов декоративно прикладного искусства Урала Челябинского государственного музея изобразительных искусств Веры Петровой, гравюра на стали – это вид художественной промышленности, где имеет место фабричное производство плюс творческий компонент. Если говорить об украшенном оружии, редко можно встретить идентичные клинки, сабли и проч.

Хрестоматийными изделиями считают гравюры, созданные в начале ХIХ века. Иван Бушуев создал стилистику, которая покорила не только весь Урал и Российскую империю, но и мастеров за рубежом.

Увидеть символ мастера – крылатого коня – можно на современном гербе города Златоуста. Здесь чтят традиции: проводится Бушуевский фестиваль для современных граверов, ремесленников, кузнецов и оружейников.

Учителям и экскурсоводам гости студии посоветовали начать знакомство школьников с наследием Аносова и Бушуева со Златоустовского музея. Здесь, например, хранят обмундирование, сделано для цесаревича Александра. Гравюрой украшены доспехи и шлем. Конечно же, для посетителей также выставлены прекрасные по своему исполнению бушуевские клинки.

Экземпляры златоустовской гравюры можно увидеть в Государственном историческом музее Южного Урала, в Эрмитаже и Оружейной палате.

Послушать этот и другие выпуски можно:

ВКонтакте 

Одноклассники

Яндекс.Музыка

Саундстрим

Apple Podcasts

Google Podcasts

Castbox

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram