Людмила Жильцова — сопрано из уральского городка Бакала уже много лет живет в Милане, где с 2000 года работает оперной певицей в легендарном театре «Ла Скала». Ненадолго приехавшая в родной город солистка известнейшего театра встретилась с нашим корреспондентом.
— Людмила Евгеньевна, что нового в вашей оперной жизни? Что нового в Милане?
— Наверное, то, что помимо работы в театре «Ла Скала», я начала с конца 2020 года преподавать в артистическом лицее города Милана — это уровень колледжа. И пока наш театр был закрыт в связи с пандемией, а мы сидели практически без работы, я выиграла конкурс на получение лицензии педагога.
Поверьте, это было совсем не просто, но я смогла получить высокий балл, и меня внесли в официальный реестр педагогов Италии. Тогда же я подписала официальный госконтракт с Министерством образования Италии. Так я стала учить талантливых подростков оперному пению.
«Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу…»
— Итальянская опера сегодня — это сплав самых разных школ: флорентийской, римской, венецианской, неаполитанской (знаменитый стиль bel canto), болонской… И я так понимаю, что учить в Италии итальянцев оперному пению — задача непростая…
— Это точно. Осенью 2022 года директор лицея предложила мне побороться за получение гранта. Ей нравится, как я преподаю: хорошие отклики и от учеников, и от родителей. И новость этого года: я выиграла педагогический грант Министерства образования Италии. В первый раз в моей карьере. Благодаря этой победе — создала у нас в лицее театрально-музыкальную лабораторию. Мы там с ребятами ставим небольшие оперные постановки. Грант рассчитан на два года. Я начала с нашего колледжа, а с нового учебного года в лабораторию войдут и еще несколько творческих колледжей. И их учащиеся смогут совершенствоваться в оперном пении в нашей лаборатории.
— Хорошие деньги, наверное…
— Этот грант, конечно же, не миллионы (смеется), но он стал мне хорошим подспорьем. Он дает возможность развиваться.
Кроме того, я придумала нечто похожее для нашего города Бакала. Театрально-музыкальную лабораторию для местных ребят «ТEATRиУМ». Идея создания молодежного музыкального театра на моей малой Родине была у меня давно. Я знала, что такого проекта в нашем городе еще не было.
— Людмила Евгеньевна, все похоже повторяется в истории России. Еще в XVIII веке Италия сыграла большую роль в формировании музыкального театра. И вы, начиная с глубинки, идете тем же путем…
— Я рассказала о своем замысле директору бакальского Дворца культуры, Андрею Рязанову. Андрей Аркадьевич тут же связал меня с талантливым молодым режиссером Ириной Вяткиной. И мы сразу очень хорошо друг друга поняли. Привлекли к работе хорошего хореографа — Владимира Кригера, который работает в ДК уже много лет. И получился небольшой такой театр для подростков. Я очень рада нашему творческому тандему и благодарна всем, кто нас поддерживает.
Мы открылись с апреля, объединив нашим проектом все творческие структуры города: Детскую школу искусств, Дом творчества «Радость» и непосредственно Дворец культуры. В рамках проекта с нами сотрудничают такие замечательные педагоги по вокалу, как Татьяна Нечаева и Марина Алпатова. Я с девочками-вокалистками занималась сначала дистанционно, по интернету. Сейчас я с ними репетирую вживую — последние недели, — отрабатываем последние штрихи, и еще у нас осталось две недели репетиций — примерно месяц на подготовку спектакля.
— И что общего в обычаях и поведении русских и итальянцев? Я замечал, что и те, и другие любят обниматься и целоваться (смеюсь).
— Русские и итальянцы, действительно, очень похожи. И поэтому мы решили начать с постановки известной в обеих странах: сказки «Чиполлино».
Вот эту явную схожесть двух культур, двух народов мы хотели бы продемонстрировать в нашем спектакле. Со сцены будет звучать и русская, и итальянская музыка. В нашем мюзикле задействовано 50 человек разного возраста. Очень здорово, что мы смогли объединить столько начинающих талантов и впервые вывести их на большую сцену.
Премьера состоится уже на днях. В День города. И мы приглашаем всех на наш спектакль. Хотим устроить настоящий праздник для жителей города.
Это и есть моя жизнь
— Чем вам запомнился последний театральный год в Италии?
— Наверное, тем, что в Милане у меня в этом году было много концертов. Пела на сцене консерватории G. Verdi, где я училась раньше, и на разных площадках, которые относятся к театру «Ла Скала». Рада, что постепенно восстановилась после перенесенного ковида.
Сотрудничаю с миланской филармонией La Società dei Concerti. Выступаю и с камерным репертуаром, с программой романсов, но у меня все же оперный голос, поэтому мой конек — гала-концерты из оперных арий. Плюс в последнее время я очень много пою Густава Малера, одного из крупнейших симфонистов XX века. Уже несколько десятилетий он является одним из самых исполняемых композиторов. Малер писал песни и симфонии для голосов солистов.
— И напоследок расскажите о вашем бриллиантовом голосе…
— У меня лирическое сопрано с колоратурой в данный момент. А когда я начинала, было колоратурное сопрано. Но с годами голос становится более mature (более созревший — прим. автора). Это как когда человек растет, и голос растет вместе с ним, хотя я вроде бы не раздалась вширь (смеется).
И мой репертуар поэтому — это репертуар всех лирических сопрано. Таких, как, прежде всего, выдающейся певицы прошедшего века, настоящей легенды оперной сцены Марии Каллас… Ну, вы ее, конечно же, хорошо знаете… В моем репертуаре оперные партии Джузеппе Верди, Джакомо Пучини, Гаэтано Доницетти. Это, если чисто музыкальным языком говорить.