Заболеваемость коронавирусной инфекцией во всем мире резко выросла за последний месяц — на 80%. Мы не забыли еще о том, как совсем недавно маленькая Италия пылала в огне пандемии, грозя обогнать 1,4-миллиардный Китай по числу зараженных и показывая самые высокие данные по смертности населения от коронавируса SARS-CoV-2.
Сегодня гость нашей редакции — Людмила Жильцова, солистка оперного театра «Ла Скала» в Милане. Считается, что вспышка ковида в Европе началась именно с Милана, когда 23 января 2020 года туда прибыли два туриста из Уханя, — того самого города, который стал первым эпицентром вспышки коронавируса на планете.
— Сколько мы не виделись, Людмила? Два года?
— Два года, Владимир… Ровно два года.
— И какими они были для тебя? Тяжелыми?
— Ну, такие… Особенные. Так скажем.
— Как пандемию ковида прожила?
— Конечно, было тяжело. Потому что пандемия выпала именно на Милан. Она началась в Милане — Италию имею в виду. Тогда еще никто ничего не знал об этом заболевании, и у нас поэтому были введены очень жесткие ограничения. И я, да, что там я, все миланцы практически два месяца не выходили из дома. Возможность была только один раз в десять дней выйти и только до магазина, чтобы купить необходимые продукты. Поэтому реально была два месяца взаперти…
— И как ты считаешь, Людмила, подобное было правильно, власти берегли людей или это было чрезмерно?
— С одной стороны, власти, конечно же, оберегали людей, потому что у power in Milan (власти в Милане — прим. автора) информации тогда тоже, естественно, не было. А был шок. Для миланцев, для итальянцев, да и для всей Европы. Потому что было очевидно, что Италия — страна туристов, страна с исключительно интенсивными транспортными потоками и большим количеством людей, въезжающих и выезжающих из нее…
С другой стороны, допускаю, что власти немножко — gonfiati (преувеличили — прим. автора)… Хотя я, конечно, не могу сказать точно, у меня нет верного ответа…
— Но ты же молодая здоровая женщина, чего тебе бояться ковида? Ты сама ведь переболела в пандемию…
— Я переболела, это верно на 100% (говорит с милым легким, едва уловимым, акцентом — прим. автора).
— Интересно, и как же болеют в Италии оперные звезды? Расскажи, мне очень интересно.
— У нас в Милане ограничения, то есть локдаун, ввели в двадцатых числах февраля двадцать-двадцать (двадцатого года — прим. автора). А я переболела чуть раньше. Я просто уверена в этом, потому что, когда я заболела, официально ковида у нас еще не было, и похоже, что иммунитет у меня несколько снизился от нагрузок. Но я все же спортивный образ жизни веду, и это помогло…
— Подожди, Людмила. От чего же иммунитет-то снизился у тебя?
— Я тогда не могла понять, заболела как-то странно… Даже не догадывалась, чем я заболела. Еще о ковиде никто ничего не говорил, но уже потом по всем симптомам поняла, что со мной было… У меня начались кожные высыпания, общие признаки простуды, даже сохранились фотографии того времени: я фотографировалась для себя, пытаясь понять, что со мной происходит.
Спустя какое-то время мне объяснили, что это были все симптомы ковида. Это уже когда я потом сдавала тесты на антитела, и они у меня к тому времени появились.
— Людмила, ты свой первый ковид дома провела или в больнице? Насколько тяжело переболела?
— Дома и вообще на ногах, потому что еще официальных ограничений тогда не было. Я считаю, что у нас в Милане получилось так, что многие болели уже с ноября месяца этим ковидом. Ну, вот эти странные заболевания у людей, эти вот невнятные симптомы простуды, они же уже тогда фиксировались в Милане. А когда официально объявили о локдауне, это был уже конец февраля — начало марта… То есть, я, Владимир, думаю, переболела где-то в январе — начале февраля.
— Лежала дома и просто по состоянию здоровья не выходила на улицу?
— Примерно так. Я просто, как заболевшая простудным заболеванием, не ходила на работу, не занималась в театре. Потому что температура повышенная у меня была...
— Вам в Италии так же больничные листы выдают? Так же врачи на дом приходят?
— Да, нам оплачивают время болезни. А тогда мне сказали, что просто простудное заболевание, как грипп, что все пройдет…
— Людмила, ты один раз болела за пандемию?
— Мне кажется, что несколько раз переболела. Но официально у меня ни разу не было так, чтобы выставили диагноз…
— То есть, такой здоровенький организм?
— Да, к счастью, тяжелого течения заболевания у меня не было. Я, конечно, похудела во время болезни очень сильно, может быть от этого, я не знаю точно… Я, наверное, килограммов на восемь постройнела. А потом…
— Так это же прекрасно, все девочки любят худеть.
— Нет (смеется). Мне тогда было действительно плохо. Я против такого похудения…
— Извини, а на голосе, на твоих вокальных способностях это не отразилось?
— Ну, так как у нас к тому времени уже все было закрыто: театры были закрыты, мы все сидели дома, никто не занимался ни чем, поэтому я не могу точно сказать, как бы эта болезнь отразилась на моем участии в спектакле…
— Людмила, cara mia, я не о спектакле! Я о твоем волшебном сопрано.
— Я думаю, что нет. Все нормально. То есть я никаких последствий не ощутила. Но понятно, что я где-то первые два месяца расслабилась, не больно-то и занималась пением: не до того было… А потом, когда начала заниматься постепенно, я не услышала каких-либо изменений, даже по записям видно, что пела, как и раньше.
— А я, как врач в прошлом, интересуюсь: ты берегла связки или тебя дома все же тянуло попеть?
— Нет, не тянуло. Честно. Потому что…
— Плохо было…
— Нет, не то чтобы было совсем плохо. Скорее, навалился, какой-то психологический шок. Ужасное такое состояние…
— Депрессия…
— Я думаю, да. Не только у меня, у многих тогда в Италии была депрессия. Представляете, вот мы сидим дома и не выходим, только соседи в принципе друг с другом немножко общаются. У нас реально были ситуации…, что не могли, даже те, у кого старенькие родители: моя соседка очень переживала, что не могла к ним даже прийти, проведать своих стариков…
— Ты сама о себе заботилась или кто-то продукты привозил?
— Сама. Изредка в магазин выходила и холодильник набивала продуктами. Я, кстати, за это время научилась хорошо готовить ризотто, потому что готовила дома. У меня раньше не очень-то получалось. А тут за пандемию я в общем-то улучшила свои кулинарные способности, немножко даже горжусь этим, потому что ризотто — это один из кулинарных символов Северной Италии, как пицца и спагетти.
Забавно, но появилось это блюдо случайно, как и мои кулинарные таланты, благодаря рассеянности повара, который варил рисовый суп, но забыл о нем, и весь бульон выпарился. Удивительно, но повар обнаружил в кастрюле очень вкусный рис, похожий на нежнейший крем, с кусочками овощей и мяса…
Вот и получается, что по факту четыре или пять месяцев мы все готовили дома. А когда открылись рестораны — это был праздник! Но они же не сразу открылись, не в один миг… Нам сначала разрешили встречаться с друзьями, но не больше 10 человек, был у нас такой период... Все тогда ходили друг к другу в гости: соскучились по друзьям и близким, сами готовили угощение. И я, действительно, стала лучше готовить, это правда.
— Людмила, а итальянцы вообще-то дисциплинированные люди? Выполняли все эти жесткие предписания или кто во что горазд, как и в России?
— Вы знаете, я раньше считала, что итальянцы не дисциплинированные. Я была даже уверена в этом. Но я была изумлена, когда им сказали: «сидите дома», и они все сидели. Я была просто поражена даже, когда с сестрой разговаривала по телефону, ей говорила: «Знаешь, я не ожидала от них. Темперамент там, свободолюбие... А вот им сказали, и они сделали…».
— Слушай, у нас по телевизору показывали какие-то ужасы: что у вас там люди массово умирали…
— Да, умирали. Умирали, было такое, в Бергамо — это рядышком с Миланом. Там у них очень много было смертей. Но они постепенно смогли переломить…
Владимир, первым закрылся Милан — первый, самый первый, город не только в Италии, а именно в Европе… Потом начали закрываться городки, которые рядом с Миланом, потом постепенно, через две недели, закрылась уже вся Италия. И в Бергамо, к сожалению, было очень много умерших. Там вот и было то, что показывали по телевидению: грузовиками вывозили… Это все правда…
— Людмила, получается, что ты сидела дома и целыми днями смотрела телевизор…
— Естественно. Мы только телевизор и смотрели… Ну, там компьютер еще… Выискивали новости… И поэтому еще я помню: от увиденного у меня в первые три недели был самый настоящий шок… Я помню, как засыпала и просыпалась с мыслями, что такого просто не может быть… Все конечно казалось мне очень странным, потому что в памяти коллективной такого никогда не было. Ни у кого. Мне кажется, что, если бы мои родители были бы живы, они тоже такого ужаса не вспомнили бы… А потом я немного расслабилась. Ну, что оставалось делать? Просто сидим дома. Выживаем. И за второй месяц карантина я ухитрилась даже немного отдохнуть…
— И как снимали ограничения? Как ты вернулась в театр?
— Я в театр вернулась постепенно. Не сразу на самом деле. Владимир, я тебе уже рассказывала, что в двадцать-двадцать я подала документы на преподавание: я преподаю по совместительству в артистическом лицее Милана, преподаю оперное пение. Я по факту как бы вышла работать в театр. Но театр, несколько раз будто бы открылся, а потом снова закрылся: кто-то там ковид обнаружит у себя — и снова всех нас на карантин… У кого нибудь в оркестре или в хоре, или у солиста…
Наш театр реально начал работать только с 2021 года. А в 2020-м нет, были какие-то единичные выступления непонятно какие… Очень мало постановок. Это была не работа, конечно же… Но, благодаря тому, что я начала еще и преподавать — а учебные заведения работали планово — правильно я говорю это по-русски? У нас были щиты такие, и мы с ребятами в классе пели через эти щиты… У нас же в лицее индивидуальные занятия. Вот так сидели и пели...
-
Справка АН:
-
Людмила Жильцова — сопрано, лауреат и дипломант международных конкурсов.
Людмила Евгеньевна Жильцова родилась в г. Сегежа (Карельской АССР, Россия). Начала заниматься музыкой c пяти лет. В 1992 году с отличием окончила Детскую школу искусств г. Бакала Челябинской области по классу скрипки, преподаватель — заслуженный работник культуры Людмила Рыжкова.
Начала обучаться пению в возрасте 15 лет в классе В.В. Корзинкиной. Выпускница Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки (красный диплом) по специальностям: «Академическое пение» (2001 г.) — класс заслуженной артистки РФ, профессора, лауреата международных конкурсов Валентниы. Олейниковой; «Скрипка» (2003) — класс кандидата искусствоведения, профессора Александра Глазунова.
C 1999 года живет в Милане (Италия), где продолжает свое образование. Стажировалась в Tеатре Alla Scala в классе M. Carlo Gaifa (Карло Гайфа) в 2000 году, закончила вокальный курс с почетным дипломом Академии театра Alla Scala. Выпускница Миланской Консерватории им. Дж. Верди (с отличием) по специальности «Академическое пение» (2001).
В 2006 году с отличием окончила аспирантуру при Консерватории им. Дж. Верди (Милан) — отделение академического пения в классе профессора E. Анвелт. В 2010 году окончила с почетным дипломом управленческий курс AMA театра Alla Scala (Management Musicale) и завершила докторантуру MEC (Management Culturale/Arte Contemporanea) в Università Cattolica del Sacro Cuore, в Милане.
Людмила совершенствовалась также в Международной летней академии «Моцартеум», в Зальцбурге; в барселонской оперной студии Gran Teatro Liceo и в академии театров SPA в сотрудничестве с Gran Teatro La Fenice (Венеция, Италия).
Дебютировала в Италии в роли Эльвиры («Итальянка в Алжире», Россини). В репертуаре певицы оперные партии: Виолетты (La Traviata, G. Verdi), Адины (L’Elisir d’Amore, G. Donizetti), Норины (Don Pasquale, G. Donizetti), Джильды (Rigoletto, G. Verdi), Лючии (Lucia di Lammermoor, Donizetti), Мюзетты (La Bohème, G. Puccini), Снегурочки («Снегурочка», Римский-Корсаков), Марфы («Царская невеста», Римский-Корсаков) и др.
С 2002-го по настоящее время сотрудничает и работает в театрах: Teatro La Scala (Милан), Teatro Regio (Турин), Teatro Sociale (Комо), Teatro Ponchielli (Кремона), Teatro Alighieri (Равенна), Teatro Grande (Бреша), Teatro Coccia (Новара), Teatri SPA (Тревизо), Teatro Lassnitz di Deutschlandsberg (Австрия), Национальный оперный театр Бухареста (Румыния), Atelier de l’Opera (Барселона), Государственный театр оперы и балета им. М.И. Глинки (Челябинск, Россия), Челябинская государственная филармония.