> Полина Лахтина: дар поэта… - Аргументы Недели. Челябинск

//Культура 13+

Полина Лахтина: дар поэта…

2 августа 2023, 10:24 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир Филичкин ]

Владимир Филичкин На фото Полина Лахтина

Гость нашей редакции Полина Лахтина, поэтесса, член Российского союза писателей. И мы решили поговорить о ее творчестве. Точнее, о том, как рождаются стихи, и, что такое красота для поэта:

- Полина Леонидовна, Союза поэтов в России нет?

- У нас есть два творческих союза: Российский союз писателей и Союз писателей России.

 

Учиться, учиться и еще раз учиться

- Интересно, и чем же они отличаются?

- Я так понимаю, что в один определенный момент, они просто отпочковались друг от друга. Это две независимые, и даже в чем-то параллельные творческие организации. Одна – наследник Советского Союза писателей, а вторая появилась уже позднее…

- Полина, уточню, вы поэтесса, но вы еще и художник. В апреле 2023 году в Лондоне в арт-каталоге «Сокровищница Великой Степи», были опубликованы две ваши картины. И это признание…

- Профессиональным художником я себя не считаю, а как поэт, могу отвечать за себя, так как получила профессиональное образование. … И здесь уже совсем другой подход. У меня профессия такая: поэт, литературный работник. Я окончила Школу деятелей культуры и искусств – это внутреннее структурное подразделение Союза деятелей культуры и искусства в Москве. Факультет писательского мастерства и литературы. И есть там такая кафедра «Профессия поэт». Вот там то и получила красный диплом…

- Удивительно даже. Ведь все великие поэты в прошлом не имели специального образования. Они писали так, как им подсказывала душа. К примеру, Фридрих Шиллер учился на юридическом и медицинском факультетах. Александр Пушкин вообще сначала получал уроки на дому у репетиторов, а затем продолжил занятия в Царскосельском лицее — престижном учебном заведении для детей в возрасте 10-14 лет. И образование в лицее имело гуманитарно-юридическую направленность….  А тут «профессия поэт»….

- Тогда еще литературоведение в отдельную науку не было выделено. Так же, как и педагогика. Оно, было, как бы совместно с чем-то еще…. И такого отдельного направления просто не существовало.

- И, что, это хорошо, что оно появилось…

- Вот это хорошо, Владимир, что вы это спросили… Вы знаете, когда я еще не получала этого дополнительного образования, то конечно, стихи мне тоже являлись. Какая-нибудь строчка всплывала неожиданно…. Вдохновение накатывало…. И пошло-поехало…. Но, наверняка слышали такое понятие, как - муки творчества? Когда сидишь, и ничего в голове нет. Пустота в душе. И надо же что-то писать, и ничего не приходит…

 

Не хороните музыку и поэзию…

- А ты - профессиональный поэт, и за каждую рожденную тобой строчку деньги получаешь….

- Нет, не в этом дело… Когда я была еще начинающим поэтом, без специальной подготовки, я в этот процесс глубоко не вникала. Ну, возникают строчки…, одна за другой. Как ткань, которую ты ткешь из ниточек, так и стихи… Просто пишутся, пишутся…. А когда я стала постигать теорию литературы, то поняла, как это все происходит. Из чего этот процесс состоит. Это понимаете, как иметь машину, но не знать правил дорожного движения…. Ты конечно же умеешь заводить машину, умеешь трогаться вперед, умеешь поворачивать… Но правил то ты не знаешь…

- Как-то это несколько нагловато звучит – учиться на поэта. Я вот, к примеру, правил не знаю… Можно же просто чувствовать слово, выискивать именно то, что должно быть сказано… И это важно, по-моему, ….

- Смеется. И я не знаю конечно же всех правил. Все мы ездим и пишем по наитию…, и я стихи так же долгое время писала. А потом, когда стала вникать глубже, то поняла некоторые тонкости. Что этот стиль, которым я раньше писала, называется вот так…, а этот называется совсем по-другому…. И вот этот стиль, к примеру, наиболее присущ для частушек. Для каких-то заводных народных песен, и вот этот стиль подойдет к залихватскому веселию, а это уже совсем иное - лирическое направление… Или вот, как, что-то более вдохновленное…. Например, ода – она ведь пишется совсем по-другому…. Понимаете, я стала гораздо больше знать…. Глубже вникать в интересующую меня тему…  Пришла осознанность…. Понимание того, что я делаю…. А отсюда я стала, наверное, более качественно писать. И не ожидая, когда на меня снизойдет вдохновение…. Я стала понимать, как надо работать…

- Один мой хороший знакомый, как-то немного опередив меня, выдал такую интересную мысль:

«Он алгеброй гармонию поверил.
 
Он музыку на формулы разъял.
 
Он цифрой ноту каждую измерил.
И новую симфонию создал…». 

Красиво вроде начал, но дальше почему-то всем стало совсем грустно: «...Звуки умертвив, я музЫку разъял, как труп"….

- Это он правильно сказал. Но, вспомните, что такое гармония? Это же Пифагор…. А Пифагор, это же число и музыка….

- Помню, помню заповедь пифагорейской школы натурфилософов: «Где нет числа и меры, там хаос и химеры». Вы еще про золотое сечение вспомните… Но, если у тебя нет чувства слова, то это все….

- Абсолютно согласна. Вот мы и пришли к тому, что необходимо вдохновение, но подкрепленное еще и знаниями.

 

Стихи пишут глазами любви…

- Полина, так может лучше все же в творце, вот эти качества все же совершенствовать… Ведь еще Марлен Дитрих сказала про вас поэтесс: Для женщины красота важнее ума, потому что мужчине легче смотреть, чем думать. По-моему, творчество все же неосязаемо… Хоть думай, хоть не думай…. Смотреть надо…

- Да, конечно. Развивать тренировкой. Над душой работать…

- А это все-то же тонкие миры, чувство слова…. Ведь самое прекрасное это то, что не увидишь глазами и не потрогаешь руками…

- И этому тоже литературоведение учит… Вечный поиск прекрасного…

- Согласен, ничего нет хуже очевидной красоты, когда она прямо у тебя под носом…

- Знаете, здесь все необходимо соблюдать в меру. Вы правильно подметили. Подкова теоретическая, конечно же, нужна, но не надо уходить вот в эту сухость. Но правила стихосложения я бы все-таки рекомендовала каждому человеку, интересующемуся поэзией прочитать и знать. Но при этом не уходить в эту академичность…. Не становиться засушенным академиком, этаким сухарем…. Иногда люди, не зная даже основ, невольно нарушают важнейшие законы, и хочется им тогда сказать: вот тут вот у тебя все идеально, но вот здесь…. Видишь? Почему у тебя как-то не так здесь…. И когда ты знаешь основные правила: то да, понимаешь…, и вот смотрите, если мы заменим это неудачное слово, или оборот, то как здорово все получится…. И он говорит тебе: ах да, действительно замечательно…

- Полина, меня в свое время мама учила, сынок, ты больше читай и все, что надо само придет… И я начал чувствовать, кто хорошо пишет. Кто красиво. Есть ли стиль… А кто просто банальный графоман, и его лучше вообще не замечать….

- Согласна, вот полностью поддерживаю… Читать надо хорошие книги. И много…

- А в школе, ребенок еще и книжки то не распробовал на вкус, а его интерес губят заучиванием многочисленных совершенно непонятных ему правил русского языка. Он потом, то и читать не захочет…

- Есть и такое. Сильный нажим на педагогичность убивает всякое естественное стремление….  Любовь к чтению надо формировать, учитывая детские интересы… а это все рано им…  Я например всего Кира Булычева в детстве перечитала. Верите, нет…

- А я зачитывался отнюдь не программной литературой, а Майн Ридом, Фенимором Купером, Луи Буссенаром…

- И я Владимир, сначала стала поэтом. Душой полюбила стихи, а уже потом решила получать профессиональное образование. Когда поняла, что мне чего-то тут не хватает… Хочется ведь совершенствоваться…

- Вот и добрались до главного. Когда ты стала поэтом…

- Вы знаете, писать я начала неожиданно. В 2010 году. Когда села за стол, и просто написала свое первое стихотворение…

- А, что с тобой случилось в 2010 году? Несчастная любовь?

- Нет, нет. Интереснее. У меня была подружка. Она жила в Виннице. Ее звать Виктория. И мне об этом, знаете, тяжело говорить, потому, что уже тогда ощущались эти веяния… Предчувствие майдана. Кровь и насилие…. Она мне жаловалась в письмах, что у них в Виннице молодежь начинала формировать какие-то движения…

- Полина, ты сильно-то в политику не лезь…

- Я не лезу. Мне просто врезался вот этот момент, когда она писала мне, что люди у них…, молодежь в основном, в ее классе, страшно озлобились, и натурально, например, могли смеяться над тем, что кому-то, кто рядом с ними – плохо… И она мне изливала свою душу, будучи чувствительным человеком…. И я села и написала ей стихотворение.

- Зачем?

- В поддержку, она любила поэзию. И я села и написала стихотворные строки, впервые. А до этого не писала ни разу. Не было даже поползновений… И она заплакала…

Продолжение следует



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте