Прошла встреча с потомками киновладельца и первого кинодокументалиста Иркутска
№ () от 25 июля 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Елена Белова ]
В Иркутском областном краеведческом музее имени Н. Н. Муравьева-Амурского состоялась встреча с потомками киновладельца и первого кинодокументалиста Иркутска Антонио Микеле Донателло. Правнук Донателло передал в фонды музея семейные реликвии — фотоаппарат Ikoflex и альбом с фотографиями, сделанными в 1930–1940-е годы в Китае в семье дочери кинематографиста Антонины. Встречу организовала режиссер документального кино Мария Кельчевская, работающая над фильмом «Сибирские итальянцы Донателло. История иркутского кино».
Музыкант из бродячего цирка или ловец зверей
Судьба итальянца, волею судьбы оказавшегося в Сибири и сумевшего успешно раскрутить здесь кинобизнес, окутана загадками. Завесу над частью из них приподнял правнук Донателло Алексей Жуков, главный герой будущего фильма.
— Моя бабушка Антонина была одной из трех дочерей Антонио Донателло, — рассказал Алексей. — Он считал себя русским, хотел, чтобы его называли Антонио Михайлович. Еще лет с пяти я знал о том, что наша семья не такая как все. Что моим прадедом был итальянец, знаменитый Антонио Донателло. Отец рассказывал мне об Иркутске, где до сих пор в ступеньках крыльца кинотеатра сохранилась надпись: «Донателло». Существует несколько легенд о том, как он попал в Сибирь. Папа поведал мне самую невероятную. В одной большой бедной итальянской семье родился мальчик Антонио. Жизнь была тяжелая. Антонио был талантливый, артистичный, музыкальный юноша. Решил искать счастье в далеких краях. В Неаполе пробрался на корабль и приплыл во Владивосток. Там начал выступать как музыкант, прибился к бродячему цирку. А потом коллектив цирка преобразовался в команду, открывшую первые кинотеатры в Иркутске. Возможно, услышав эту историю, я полюбил читать приключенческие книги. Ведь жизнь моего прадеда — это, по сути, авантюрный роман.
Вопрос в том, как парнишка из бродячего цирка стал влиятельным бизнесменом и киномагнатом. На него нет точного ответа. Зато есть другая, более правдоподобная версия, согласно которой в Иркутск Антонио приехал с отцом, занимавшимся отловом зверей для зоопарков Европы. А Россия тогда была богата дичью. Прибайкалье же славилось разнообразием фауны. С отцом и братьями он прибыл в Иркутск. Потом в истории Донателло зияет пробел. Вплоть до 1909 года, когда Донателло основал крупнейшую за Уралом кинопрокатную фирму, обеспечивающую фильмами Сибирь и Дальний Восток.
С 1909 года он начал снимать кинохронику: виды Байкала, Иркутска, затем и все важнейшие события, происходившие в городе. Впоследствии география его съемок расширилась, охватив Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток и Китай. Так же, как и империя Донателло выросла до 36 кинотеатров от Иркутска до Харбина. Вся большая итальянская семья работала в этом бизнесе.
«Не публика для меня, а я — для публики»
— Антонио Михайлович возил фильмы в Иркутск, сначала это была именно кинопрокатная контора. У него были связи в кинематографических кругах. Он брал напрокат русские фильмы и закупал ленты в США и в Европе, — так говорит правнук Антонио Михайловича. Благодаря этому иркутяне первыми могли увидеть иностранные новинки экрана. До столичных экранов эти премьеры добирались позже. Благодаря Донателло Иркутск в начале 20 века был самым кинематографическим городом России.
Вот одна из записей, которую сделал Антонио в 1911 году: «Все дни — кинематограф. Я не щадил и не буду щадить ни денег, ни труда для того, чтобы достигнуть намеченной цели: сделать интересное, животрепещущее, оригинальное кино для наших посетителей… Не публика для меня, а я для публики».
Сохранилась реклама в дореволюционных газетах, кинотеатры Антонио Донателло приглашали на фильмы «Оборона Севастополя», «1812 год», «Анна Каренина» и др. Но тогда, как и в советское время, перед сеансом зрителям показывали киножурналы. У Донателло было исключительное право на показ французского киножурнала братьев Пате. Это приносило хороший доход, и он с радостью им делился, устраивая благотворительные сеансы. Чтобы привлечь еще больше публики, Донателло начал сам снимать жизнь Иркутска, став первым документалистом нашего города. Лично снимал на киноаппарат уличные сцены, важные события, которые происходили в городе. Говорят, он снимал еще игровое кино. По семейной легенде, Антонио показывал свои фильмы даже в Италии и получал за них какие-то награды.
Из Иркутска Антонио уезжал и снова возвращался. После революции у него произошел конфликт с большевиками. Полагалось платить десять процентов от выручки государству. Донателло готов был это делать, но однажды в зал кинотеатра вошли пьяные красноармейцы и потребовали у него больше, чем принято было официально — 15%. Он сказал, что заплатит столько, сколько требуется законом. Но выпившие люди набросились на него с кулаками. После инцидента он уехал из России навсегда.
Высокий красавец с чувством юмора
В 1990-х Алексей Жуков, одержимый желанием узнать историю своей фамилии, отыскал европейских родственников. Из трех дочерей Донателло только Антонина после Второй мировой войны вернулась из Китая в Россию, остальные осели в Европе. Проживающий в Австрии внук Донателло помнил деда. По его словам, Антонио Михайлович был простым в общении человеком. Открытым, любил детей, гостей и шумные компании. Его жена Вильгельмина была обрусевшей немкой. Познакомился с ней кинематографист в одной из своих поездок в Москву. Ее отец владел там магазином музыкальных инструментов. По его словам, Вильгельмина мужа сильно ревновала. Могла неделю с ним не разговаривать. Оно и понятно — Донателло был высоким, красивым мужчиной с пышными усами. Обладал чувством юмора. Любил жизнь. Был заядлым рыболовом. Самым большим счастьем для него было рыбачить, всей семьей чистить рыбу, а потом варить уху.
Сохранилось письмо, которое Антонио Михайлович написал в 1935 году дочери Розе в Вену. Он рассказывал о своей жизни. В то время его бизнес уже пошел на спад. Однажды он заплатил 250 долларов за кинопленку (это на наши деньги около 4 тысяч долларов), а товар не получил. Хотя он и очень переживал, но не терял способности шутить. Вот как он писал о младшем сыне Николае: «Он имеет трех помощников в показах фильмов, активно общается с барышнями и меня в этом деле уже переплюнул».
Смерть Антонио Донателло тоже окутана тайной. По одной из версий, его отравили японцы. Считали шпионом, потому что он часто ездил в Европу за кинопленкой. Он сел на корабль, ему внезапно стало плохо. Он сошел на берег в Харбине и через два дня умер. Похоронили его в Порт-Артуре на православном кладбище. В этих перипетиях еще предстоит разбираться. Но и так понятно, что история сибирского итальянца достойна голливудского фильма.
Жуковы привезли в Иркутск фотоархив — альбом со старыми фотографиями. Фото и кое-какие документы дед Алексея вывез из Китая, возвращаясь в Россию после войны. Они передавались из поколения в поколение, как память. Именно эти реликвии — фотоаппарат Ikoflex 1930-х годов, фотографии, сделанные им тогда же в Китае — Алексей передал Иркутскому краеведческому музею.
«Донателло — туманная картина»
Летом прошлого года режиссер Мария Кельчевская ездила в киноэкспедицию, где и познакомилась с потомками кинематографиста, семьей Жуковых.
— Мне вообще интересно прошлое Иркутска. Интересен контекст, в котором жили здесь мои предки: как отдыхали, о чем мечтали, что готовили, что смотрели в театре и кинотеатрах. А тема Донателло и загадки его пленок с иркутскими сюжетами волновала общественность давно. И журналистов, и киношников, и горожан. Но было очень мало информации. Темой итальянцев в Сибири занималась Эльвира Каменщикова. Несколько лет назад Эльвира Альбертовна мне предложила заняться этой темой, но вскоре она умерла. Я обратилась к ее внучке, мне отдали папку с распечаткой электронных писем от Алексея Жукова. Мы созвонились. Алексей обрадовался моему интересу к их родословной. И через год мы приехали на Кузбасс снимать семью правнука Антонио Донателло. Это была неделя потрясающих открытий.
Чем эта тема еще для меня так интересна? С одной стороны, Антонио и его брат Бернардо — мои коллеги, единомышленники. С другой стороны, они — герои истории, невероятной сказки. До сих пор не понятно, как и с какой целью они появились в Иркутске. Но известно — почему они уехали. Известно, что работал Антонио не один. Их кинопрокатная контора называлась «Алексеев, Донателло и К». Известно, что Антонио Михайлович проводил много благотворительных сеансов в помощь обездоленных детей, семей, оставшихся без кормильца, договариваясь с владельцами других кинотеатров. В объявлениях писали: «Сегодня «День кинематографа». Весь полный сбор кинотеатров Большого и Малого, «Художественного», «Олимпа», «Миража», «Маяка», «Прометея», «Вулкана», «Фурора», «Забавы» и «Конгресса» поступит на подарки солдату в окопы…»
Самым удивительным открытием для меня, как ни странно, стало то, что Антонио Микеле был человеком. Имя «Донателло» ассоциировалось у меня с туманной картиной. А оказалось, что это был человек из крови и плоти, а не только из усов и кино. У него была семья, дети, которых он очень любил. Его внуки и правнуки до сих пор любят и помнят, называя его дедушка Антонио.
Антонио Микеле Донателло (1874–1936 (?) — итальянский подданный, киновладелец, кинопрокатчик, кинооператор. Владел тремя кинотеатрами в Иркутске на улице Большой (Карла Маркса). После установления Советской власти с семьей уехал в Китай.
Антонио Донателло был не только киномагнатом, но и вице-консулом Италии в Иркутске.
Антонио Донателло снимал игровое кино на кинофабрике Александра Ханжонкова (предпринимателя, организатора кинопроизводства, режиссёра, сценариста, одного из пионеров русского кинематографа — прим. авт.).
Сохранился игровой фильм 1914 года, который снимал Антонио Михайлович как оператор.
Антонио Микеле Донателло называл себя русским и представлялся Антонием Михайловичем, был большим благотворителем для Иркутска — устраивал бесплатные киносеансы, собирал средства в помощь иркутским семьям, чьи кормильцы ушли на фронты Первой мировой войны.
Антоний Михайлович научился снимать и монтировать кино, на его киносеансах горожане могли видеть запечатленную жизнь Иркутска. Его иркутский кинотеатр «Электро-Иллюзион» (сегодня «Дон Отелло») в советское время назывался «Хроника», и показывал документальное кино.
В Российском государственном архиве кинофотодокументов официально сохранились только два сюжета иркутской кинофабрики «Дон-Отелло». Личность сибирского итальянца и его невероятная история стала настоящим брендом Иркутска: итальянский паренек стал киномагнатом, показывая русское кино и иркутские киножурналы собственного производства в кинотеатрах от Иркутска до Харбина.
Благодаря Донателло и его единомышленникам в Иркутске сложилась техническая и творческая база для того, чтобы спустя годы здесь появилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.