Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Челябинск → Культура 13+

Тамаз Гачечиладзе: как я избавлялся от акцента…

, 15:31

Тамаз Гачечиладзе: как я избавлялся от акцента…
На фото Тамаз Гачечиладзе (фото Иванны Мухомедриковой)

Окончание, начало здесь

У меня удивительно в жизни получилось. Когда мы с моей будущей женой познакомились, организовали знакомство родителей. Встретились Ленкины мама с папой и мои мама с папой. Сидят. Проходит минут десять, наверное. И я говорю: «Лен, нам нужно идти».  Потому, что мы лишние на этом празднике жизни. Потому, что у меня мама русская, а папа грузин. А у Лены — мама русская, а папа армянин. Моя мама уезжала с отцом в Грузию. Мама Катя уезжала в Армению. Левон, тесть мой, он офицер. Настоящий, боевой. Афган прошел с боями, и она за ним по все военным городкам… Все как положено. Как надо. Смотрю и понимаю, что настолько у них сразу все дзинь. Все, а мы с Леной сидим, и им это все не очень интересно. 

Россия — моя вторая Родина

У меня есть близкий друг Виталий Аркадьевич Доброхотов. Он сейчас дальнобойщиком работает. В Краснодарском крае живет. Он когда меня представляет своим друзьям, то говорит: «Знакомьтесь. Простой русский парень Гачечиладзе Тамаз Малхазович». Я конечно же не могу себя позиционировать русским. Потому что Гачечиладзе Тамаз Малхазович. Но и грузином я себя, наверное, сейчас не могу признавать, потому что из 45 лет я 30 прожил в России.

Сложно оставаться чистым грузином, когда ты становишься мужчиной в России. У меня с этим нет никаких проблем. Для меня очень важно просто быть человеком. Вот это для меня очень важно. Для меня очень важно не стать героем, какого-нибудь дурацкого анекдота. Был период, когда я был маленьким, когда мы только сюда приехали, у меня был грузинский акцент. И когда я поступал в институт, учитель по сценической речи сказал: «Тамаз, надо избавляться от грузинского акцента. На сцену с таким акцентом нельзя». И мы начали работать, избавляясь от грузинского акцента.

Когда я после института поехал в Петербург, пробоваться в театре…. Я пришел в один из крупных Питерских театров, не буду говорить в какой. Там собралась комиссия, я начал читать свой материал. Я прочитал, наверное, секунд тридцать, и такая тетушка — божий одуванчик говорит: «Вы можете стать прекрасным артистом. У вас отличная теплая энергетика. Но вам нужно работать со своей речью. У вас жуткий уральский говор». И я не знал. Это поражение или победа. Она же не сказала, что у меня ужасный грузинский акцент. Я не знаю, есть ли у меня сейчас какой-то акцент или уральский говор. Я знаю, что…

Я надеюсь, что мне удалось впитать максимум лучших качеств из грузинской ментальности и максимум лучших качеств из русской ментальности. Что такое грузинская ментальность — это сложный вопрос. Тут, наверное, речь пойдет о щедрости, о мужестве, о преданности сказанному слову. О способности принять незнакомого человека как родного. Вот о такой щедрости…. Потому что русские люди они тоже щедрые. Но русские люди щедрые для своих. А в лучших проявлениях грузин — они щедрые, просто потому что щедрые. По своей природе.

 

Режиссер — профессия творческая

И Chel_ студия, Chel_teatr — это возможность дать людям на какой-то очень короткий период выскочить из своей вот этой экзистенциальной цепи. Или как хотите назовите. Из обыденности жизни, наверное. И вышагивают оттуда, смотрят, что в жизни очень много всего кроме того, что их интересует по тем или иным причинам. Погружаются в себя, видят, что они не конченные люди. Что они могут быть веселыми, талантливыми. Что они до сих пор способны приобретать новых друзей, а не только общаться со старыми. Что они способны приобретать новых друзей, с которыми их объединяет не корысть. Потому что все деловые партнеры превращаются в друзей, потому что возникает какой-то постоянный общий интерес.

И мы даем им определенные скиллы, игровой навык. Инструменты, которые они могут использовать, которые необходимы для выхода на сцену, и которые очень им потом пригодятся в жизни. Ну то есть если человек сценической речью начинает заниматься, у него поправляется дикция. И он начинает слышать то, что у него поправляется дикция. И от этого начинает говорить увереннее. И от этого сам факт говорения становится уверенным, высвобождаются доли секунды на «подумать». Речь структурной становится. Ну, а кому это может не пригодиться? Появляется выразительность. А самое главное — эмоциональность. И люди перестают бояться своей эмоциональности. Они разрешают себе эмоционально высказываться.

Сейчас я выскажу свою точку зрения. Алла Сергеевна Точилкина — удивительный человек. Она мой педагог. Она преподавала нам речь. Алла сразу после окончания осталась на нашем курсе. У нас вообще курс…, состав педагогический — удивительный. Руководителем был профессор кафедры режиссуры и актерского мастерства Тенгиз Александрович Махарадзе. Вторым педагогом был не менее известный доцент кафедры театрального искусства Владимир Федорович Филонов. Третьим педагогом — профессор Театрального искусства Елена Васильевна Калужских. Такого звездного состава ни один ГИТИС не может себе позволить. Потому что это три абсолютно разных режиссера. С совершенно разным подходом и удивительным талантом.

 Тамаз Гачечиладзе: как я избавлялся от акцента…

Алла Точилкин (Фото Алексея Гальянова)

Звезда по имени Алла

Что касается Аллы Сергеевны, я сейчас вам расскажу один секрет, только вы его никому не рассказывайте. Потому что вдруг наконец-то челябинские режиссеры прозреют и поймут, что в Челябинске живет лучшая актриса в стране может быть… У Аллы Точилкиной вообще нет амплуа. Она телефонную книжку сыграет. Она может сыграть все, что угодно. Хочешь — характерная, хочешь — драматическая. Или остро характерная, комедийная, драматическая. Что хочешь. Она умрет на сцене и сделает это органично.

У нас есть абсолютно потрясающий музыкальный спектакль, дуэльный. В 2017 году мы его сдали, кстати премьера была у нас в «Метро», что в подвале 31-го челябинского физико-математического лицея. На двадцать человек. Прямо на пупе. Перед глазами зрителей эта прекрасная актриса существовала. Это «Контрабас» Патрика Зюскинда. Там еще играет Ванечка Строев, ведущий контрабасист нашей филармонии. Кстати, этот спектакль очень понравился небезызвестному Адику Абдурахманову. Он дважды ходил на него. Или по-моему — трижды. И один раз привел жену. Я его увидел и спрашиваю: «Как вы сюда попали?» Он говорит: «Купил билеты и попал». Я: «Неужели я вам бы пригласительные не сделал?» А он: «Я, что не могу прийти по билетам с женой на спектакль?» Для меня лучшей похвалы существовать не может. Человек рублем сказал, что ему нравится мой спектакль.  

И есть на мой взгляд еще очень нечелябинская работа. По прозе Александра Евгеньевича Попова мы сделали спектакль, который называется «Алиби». Это моноспектакль. Алла Сергеевна там одна играет. Команда вокруг этого спектакля просто сумасшедшая, потому что сценография Сергея Александрова. Автор — директор 31-го лицея Александр Попов. На сцене потрясающая Алла Сергеевна. Моя любимая актриса. Ну и я режиссировал всю эту историю. Это к вопросу о том, что я делаю в этой школе. Я там преподаю любовь к музыке.      

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram