> На Международном кинофестивале «Послание к человеку» состоялся спецпоказ фильма «Огород» - Аргументы Недели

//Культура 13+

На Международном кинофестивале «Послание к человеку» состоялся спецпоказ фильма «Огород»

№  () от 1 ноября 2022 [«Аргументы Недели », Сергей Шолохов ]

Привет, привет, дорогие читатели «Аргументов недели». На закончившемся в Санкт-Петербурге Международном кинофестивале «Послание к человеку» в главном конкурсе победил российско-белорусский фильм «Куда мы едем?», режиссёр Руслан Федотов. От России в жюри была режиссёр Лариса Садилова, чей последний фильм «Огород» участвовал в конкурсе ММКФ-2022. На «Послании к человеку» состоялся его спецпоказ. Оба фильма заслуживают того, чтобы о них рассказать.

В фильме «Куда мы едем?» автор совершает путешествие в подземное царство Московского метрополитена, выбирая моменты, когда снаружи – на земле – проходят народные праздники. Впрочем, и будни в подземке достаточно интересны. Но особенно увлекательно заглянуть в дворцовые залы столичного метро, возведённые для создания у народа ощущения величия могучей Советской страны, в дни праздничные, когда в них особенно колоритно. Например, Новый год. Вот мужик с синяком под глазом тащит ёлку. Вот с «плазмы» президент поздравляет народы России с наступающим годом. Вот ждущая подаяния нищенка поёт задушевную песенку, не попадая в ноты.

Праздников много, например 9 Мая. И очень впечатляет выходящий из вагонов народ, несущий плакаты с фотографиями предков – участников войны, на улице он превратится в «Бессмертный полк», а пока заполняет перрон и вздымает портреты над головами как мирное, но грозное оружие.

Однако в целом жизнь нашей подземки показана с дозой иронии, иногда крупного помола. Например, на станции со скульптурной композицией из бронзы, где пассажиры дотёрли морду собаки до блеска, застыла явно иногородняя понурая женщина, пытаясь понять языческий смысл происходящего и ошарашенно наблюдая за туристами, которые фотографируются на фоне металлического животного. А рядом у перехода на другую линию происходит непонятная драка, где мужика валят на мраморный пол другие пассажиры и валяются на нём до прихода медленной станционной полиции. Или праздник ВДВ, где подвыпившие с отвисшими животами, но в тельняшках в обтяжку бывшие десантники пытаются «познакомиться» с двумя сержантами в форме войск НАТО, которые элегантно отпихиваются от приставаний. А танцующие лезгинку прямо в вагоне представители народов Кавказа? Под землёй создаётся ощущение, что Москва по-прежнему – столица не только России.

Чего только не увидел в Московском метро молодой белорус, даром что начинал карьеру оператором и, став режиссёром, продолжал в качестве оператора снимать множество неигровых лент. Фильм снят скрытой камерой, персонажи не догадываются, что они сейчас в кадре. Это позволяет режиссёру-оператору снять много колоритных и даже интимных сцен. Например, ласкающих друг друга совсем не молодых мужчину и женщину уже в солнечном свете, когда поезд выходит из тоннеля наружу.

Всем мне понравился фильм, единственное, что озадачило, – я не нашёл ответа на вопрос, заданный в заглавии: «Куда мы едем?» Типа «я не врач, я боль». Допустим. Но тогда чем он лучше другого конкурсного фильма «Праздники», режиссёр Антуан Каттин, (Швейцария), в котором праздничная жизнь переносится из подземки на городские улицы? У меня даже возникла кощунственная мысль: а не смастерить ли из обоих фильмов один? В нём в параллельном монтаже мы бы видели, как справляют Новый год на земле и под землёй, как десантники купаются в фонтанах на земле и куражатся под землёй, как заносит снегом дороги на земле, а сугробы пытается маскарадно зачистить спецтехника, и как царственно прекрасны и чисты дворцовые залы подземных станций. А родом из Украины начальница ЖЭКа из «Праздников», которая говорит: «Я не антисемитка, поэтому мне всё равно, что таджик, что узбек – один хер», стала бы кульминацией этого многоэтажного фильма, где, как у некоторых зданий в Москве, подземных этажей было бы не меньше, чем надземных. А уж гастарбайтеров в обоих фильмах достаточно, чтобы смонтировать «верхних» с «нижними».

Но если серьёзно, то фильм «Праздники» ничем не уступает фильму-победителю «Куда мы едем?» и победы не добился, думаю, только потому, что отечественное метро своей крутизной просто «ушибло» иностранных членов жюри.

Среди отечественных членов жюри, как я уже сказал выше, была режиссёр Лариса Садилова, чей последний фильм «Огород» был показан, естественно, вне конкурса. Эта картина рассказывает историю двух немолодых людей, которые знакомятся в санатории для сердечников. Судя по деталям, им под 70. На третий год санаторного знакомства происходит момент близости, и он станет поводом для мелодраматических перипетий. Герой Валерий (Юрий Кутафин) предупредит героиню Зою (Валентина Теличкина), что на следующий год ему придётся взять с собой жену, как потом выяснится по ходу фильма, классическую стерву. Обещает позвонить. Героиня пожмёт плечами и поедет в провинцию возделывать свой огород. Она любит своё хозяйство самозабвенно. Но кроме «закруток», которые отсылаются с оказией сыновьям, работающим на московских стройках, её привязанность к огороду, куда она ездит практически каждый день, связана ещё и с тем, что она в нём видит смысл жизни. Ведь в городе её ждёт одиночество: сыновья – в Москве, а сварливая сестра – только гирей на шее.

Мы видим, как героя Валерия достаёт его жена, и понимаем его порыв написать Зое письмо в стиле «Не могу без тебя» и вскорости приехать к ней в Смоленск. Как сложатся их отношения – смотрите в кино или на ТВ, добавлю, что фильм интересен не только основным сюжетом, но и ненавязчивой, убедительной игрой актёров и сюжетными линиями второго и третьего планов. Особенно меня позабавил сериал «Зрячая», его одна тысяча какую-то серию смотрит сестра героини. Это сериал про колдунью, принимающую подношения под чучелом бобра от жаждущих наживы или привораживания предметов вожделения. Яркими аккордами звучат в фильме и сны героини, чьё подсознание, оказывается, не чуждо и прихотям высокой моды.

Якобы «провинциальные» фильмы Ларисы Садиловой – а предыдущая картина режиссёра «Однажды в Трубчевске» была отобрана в престижную программу «Особый взгляд» Каннского МКФ – будут по нраву тем зрителям, которым осточертел в отечественных картинах пресловутый евроремонт не только интерьеров, но и образов героев, диапазона их занятий, интересов, словарного запаса.

Лариса, ждём новых душевных фильмов (сериалов).

А теперь я прощаюсь с читателями любимой газеты, до свидания, пока-пока!

Ваш Сергей ШОЛОХОВ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте