28 мая в Московском Губернском театре состоялась премьера поэтического спектакля «Чужие берега». Этот спектакль продолжил поэтический цикл театра, в который входят постановки «Серебряное зеркало» с женской поэзией Серебряного века и «Поэтическое кафе «Луч» со стихами 1960-х годов.
В спектакле использованы работы поэтов, музыкантов, прозаиков русской эмиграции 1-й волны. «Спектакль погружает в эпоху. В эту эпоху много русских людей эмигрировало, у них могли быть разные политические взгляды, но они все тосковали по родине, любили Россию», – говорит режиссёр Ольга Матвеева.
Зрителям представлены две разные версии спектакля – в самом театре и в виде оpen-air версии «Чужие берега. Противостояние» в музейном комплексе «Паровозное депо «Подмосковная».
Журналисты «АН» были на показах и отметили достоинства постановок: живая музыка Губернаторского оркестра Московский области, великолепные декорации в театре, органичный подбор стихов, игра актёров, исполнение ими песен, танцы и даже акробатические номера. Песни Александра Вертинского, романсы Петра Лещенко, белогвардейские песни, русские народные и цыганские, офицерские марши подчёркивали эпоху и создавали нужный колорит.
Как раз вторая оpen-air версия спектакля «Чужие берега. Противостояние», открыла IV Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». Открытие фестиваля в антураже старинной железнодорожной станции стало настоящим праздником. Декорации к спектаклю – железнодорожная станция того времени. Разгром белого движения, бегство из Крыма к «чужим берегам», тоска по родине – всё это казалось реальным и осязаемым.
Зрители были среди сражений, раненых бойцов, взрывов. Всё ощущалось по-настоящему. Паровозы с теплушками с грохотом, окутывая зрителей дымом, увезли эмигрантов в Париж, Харбин, Стамбул. Как говорит Безруков, «…эти русские люди, которые любили свою родину искренне и были готовы отдать за неё жизнь, оказались там, за кордоном, продолжая любить эту родину. Генерал Яков Слащёв сказал: «Кому мы служим, господа? Родине». Генерал Слащёв, будучи белым, перешёл на сторону красных. Это ощущение родины – очень важный момент. Эти люди не потеряли ощущения родины. Марш, который звучит, – «Тоска по родине» – знаменитый белый марш».
Этим спектаклем открылся театральный фестиваль: «Сегодня мы открываем 4-й фестиваль «Фабрика Станиславского». Я благодарю эту прекрасную площадку за потрясающую атмосферу, которая рождает потрясающие, правдивые чувства. Это та самая энергия, та самая жизнь, которая необходима, чтобы актёр чувствовал по-настоящему».
В программе фестиваля принимают участие театры из Москвы, Ногинска, Иванова, Севастополя, Твери, Стерлитамака, Екатеринбурга, Новокуйбышевска.
Зрители увидели и увидят спектакли «Гроза» Тверского театра юного зрителя, «Прекрасное далёко» и «Много шума из ничего» Московского областного театра драмы и комедии из Ногинска, «Лёха» Ивановского драматического театра, «Квартирник» школы-студии МХАТ, «Магнит» Свердловского государственного академического театра драмы, «Страна Айгуль» Стерлитамакского государственного русского драматического театра, «Нос» Севастопольского театра юного зрителя, «Дракон» Новокуйбышевского театра-студии «Грань», «Импровизационный батл» Московского губернского театра.
По словам Сергея Безрукова, «…в нашей театральной культуре есть чем гордиться. Система Станиславского – это мировое имя. Антон Павлович Чехов помог двигаться вперёд, а многие учились у Михаила Александровича Чехова. Школа Чехова – школа русского психологического театра. 4 года назад родилась идея фестиваля. Режиссёр заявляет зрителю о себе, но Станиславский говорил, что режиссёр должен умереть в артисте. На сцене актёр должен быть живым и только живым: живые слёзы, эмоции и психологическая коррида, которая происходит на сцене, – это то, за чем зритель наблюдает, он за этим идёт в театр. Если на сцене жизнь – когда на сцене не персонаж, а реальный человек из плоти, из крови – реальные слёзы, эмоции, любовь, страсть, это всё живое, и мурашки по коже от того, что ты видишь, понимаешь – это живой человек, которому по-живому больно. И в какой момент оборвётся его сердце? Неизвестно. Господь распоряжается судьбой актёра. Но только тратятся вот эти душевные затраты жизни человеческого духа на сцене – вот что всегда было интересно и будет интересно, – это основные принципы фестиваля. Чтобы сохранить русский психологический театр».
На вопрос журналиста, что для него сегодня актуальнее – театр или кино, Сергей Безруков сказал: «Театр звучит громче, чем кино».
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области.