Надя (так указано в титрах) Михалкова, которую мы впервые увидели на экране в шедевре её отца, картине «Утомлённые солнцем», где она была маленькой прелестной дочкой комдива Котова, сделала фильм как режиссёр. Это мини-сериал (4 части) о перипетиях судьбы ныне живущей семьи покойного мифического кинорежиссёра Алексея Истомина. Заняты известные артисты: Аня Михалкова, Лёша Гришин, Ира Апексимова, Андрюша Смоляков… и Людмила Васильевна Максакова.
В этом фильме загадочно всё, начиная с названия. Номинацией называется выдвижение произведения искусства на какую-нибудь премию. Но картина «Исход», которую в муках снимает главная героиня Вера (её играет сама Надя), не только никуда не выдвинута, но даже, в пределах сериала, не снята целиком. Вера, актриса-неудачница, назначена на должность режиссёра своей матерью Агафьей Истоминой (Максакова) по острой необходимости. Возглавляемый этой вдовствующей императрицей Фонд Истомина получил деньги на патриотическое кино, но деньги растратил и кино не снял, а отчитываться чем-то надо.
Поэтому несчастная милая девушка, незамужняя, попивающая, критически настроенная к реальности, в состоянии хронического стресса вписывается в эту бодягу. Но лучезарный патриотический сценарий она решительно меняет на последний сценарий своего отца, написанный в соавторстве с опытным сценаристом старой школы (Сергей Петров). А на одну из главных ролей приглашает свою сестру, популярную актёрку Татьяну (Анна Михалкова). Татьяна плотно занята в сериале «Императрица», поэтому изнурительно мечется между съёмками костюмной шняги и проектом сестрицы, успевая, однако, вставлять шпильки мужу-бизнесмену (Смоляков) и флиртовать с продюсером (Гришин).
Что же за кино ваяет наша Вера, ради чего её страдания и лишения, в числе которых даже продажа квартиры ради финансирования съёмок? Всё то немногое, что мы узнаём о картине «Исход», производит впечатление претенциозной муры. Которую не то что номинировать на «Оскар» или мечтать об участии этого в конкурсе Канн – на форпост муры (премию «Золотой орёл» или «Белый слон») и то отправлять невозможно. Действие происходит когда-то и где-то, в некоей фантастической деревне, где на гигантском чёрном столе расположены огромные бутыли с белой и чёрной жидкостью и разбросаны в живописном беспорядке хлебы из авторской пекарни. Жительницы деревни одеты в дизайнерские костюмы из белых юбок-блузок с оборками и вязаных кружевных платков. А главная коллизия этого «Исхода», мутно-притчевая, в том, что жители за каким-то чёртом каждый год приносят в жертву детей (не то одну девушку, не то вообще всех), и потому их старики живут вечно. И даже умудряются наплодить новых детей для последующего жертвоприношения. Однако мать двух дочерей (после долгих поисков роль младшей дочери решила играть сама режиссёр Вера) восстаёт против такого порядка вещей.
На роль восставшей матери Вера приглашает знаменитую актрису, ныне обитающую в Доме ветеранов (Ольга Остроумова). Но её хищная злобная мамаша Агафья роль отбирает и властно накидывает на свою голову дизайнерский кружевной платок…
По моему мнению, актрисы, меняющие пластическими операциями черты лица, поступают так же благоразумно, как поступил бы живописец, отпиливающий себе руки, или певец, вырезающий голосовые связки. На сцене катастрофа не так заметна, но на экране искусственные рты (притом одинаковые у всех) мучительны для восприятия. Но, возможно, кошмар предусматривался в художественных целях, потому что Агафья-Максакова исключительно отвратительный, прямо-таки беспросветный персонаж. Элегантная змеюка, восседающая на креслах карельской берёзы и с каких-то щей живущая в господском особняке с колоннами, не выказывает ни одного доброго или хотя бы приветливого душевного движения. Вообще-то наши вдовы знаменитых кинематографистов – все почти сплошь милейшие создания, но ладно, к дьяволу реальность, какая уж тут реальность, вряд ли ею были озабочены авторы сценария – Надя, Маруся, Даша и Серёжа. Государственных денег на это кино не затрачено, так о чём вообще волноваться.
И всё-таки волнуюсь, и вот отчего. В картине «Номинация» главная и единственная удача – это, разумеется, Анна Михалкова. Анна – актриса до мозга костей, корней волос и кончиков пальцев, её реакции поразительно быстрые, живые и разнообразные, изменчивость лица на самом высоком уровне, она плещется в своей игре как рыбка в воде. Актёрство её героини Татьяны является природным артистизмом первого класса, ей всё интересно, всё любопытно в жизни, её не заклеймишь одним определением. Михалкова много сыграла и ещё, думаю, сыграет, за её стезю можно не переживать – она выбрана единственно верно.
А вот судьба Надежды Михалковой не так ясна и отрадна. Видно, что она ещё не нашла «свою колею», и «Номинация» – очевидное тому подтверждение. Дело даже не в том, что фильм изобилует гигантским количеством нелогичностей, неувязок, оборванных сюжетных линий и абсолютно лишних персонажей (приёмная дочь Истоминой Саша, внук Лёша и пр.). В картине нет огня жизни, настоящих поводов для воплощения. Да, есть костюмированное переживание Надежды Михалковой себя как звена в цепи рода, притом что собственная личность ещё не вполне развита и освоена. Но это лежит, так сказать, «на дне», и к тому же имеет очень уж локальный потенциал зрительского интереса.
И потом Феллини снял «Восемь с половиной», своё кино про кино, когда уже имел накопление в виде восьми оригинальных произведений. А дебютировать фильмом о том, как снимаешь фильм, как-то странно.
У меня сложилось благоприятное впечатление о Надежде Михалковой (по её публичным проявлениям), нет в ней никакой самовлюблённости и развязности, видно, что девушка искренняя, порядочная, воспитанная, думающая. Может ли она стать режиссёром? Почему нет. Но в таком случае ей хорошо бы покинуть свою «оранжерею», уйти на максимальное удаление от «детишек Садового кольца», с боем пробиться к другой жизни.
Папа же пробился как-то. Аж про деревенскую бабку, заявляющуюся в город, однажды кино снял.
Вот как бывает.