> Сериал «Тайны следствия» продолжается 21 год - Аргументы Недели

//Культура 13+

Сериал «Тайны следствия» продолжается 21 год

№  () от 21 декабря 2021 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

На канале «Россия-1» продолжается показ нового, 21-го сезона знаменитого сериала «Тайны следствия». Те, кто способен отличить вкус свежей осетрины от вкуса сосисок злосчастного Энского комбината, скорее всего, будут огорчены. Однако на что можно было надеяться?

Тайны следствия», по роковому совпадению, длятся столько, сколько длится президентство В.В. Путина – с 2000 года. Первые восемь сезонов были отменные (не у президента, это пусть историки разбираются, я не интересуюсь, – у сериала). «Тайны следствия» изначально базировались на книгах Елены Топильской, обладавшей и писательскими способностями, и опытом работы в прокуратуре. Она не только держала сюжет, но и придумывала занимательных персонажей. А когда их стали воплощать умные и оригинальные петербургские артисты, от экранных выдумок пошёл настоящий жар. Зритель полюбил «Тайны следствия» и привык к его пёстрому населению.

После восьмого сезона наступил кризис, люди стали пропадать – ушёл бравый опер Винокуров (Сергей Барышев), сгинули и язва Женечка (Эмилия Спивак), и глупая красавица Альбина (Алла Довлатова), и чудачок Петя Буевич (Александр Шпилько), и многие другие. И даже на некоторое время пропал уникальный Филонов (Игорь Григорьев), воплощающий могучую тему злобного (и притом очаровательного) дурака в трудовом коллективе. Однако после некоторого затишья сериал, примерно на 12-м сезоне, вырулил в более-менее высокие слои занимательности.

Да, атмосфера города, своеобразные характеры, контекст времени, меткие словечки и афоризмы были в основном утрачены, а точнее, их неоткуда было взять после ухода Топильской. Однако «оставшиеся в живых» персонажи стали набирать энергии, Мария Швецова – Анна Ковальчук всё так же сияла неувядаемой красой, и мы ждали, когда же возле неё появится достойный мужчина. Кроме того, иногда сценаристов посещали озарения. Они подбрасывали в топку сериала правильных героев. Так целых три сезона продержал на себе грешный следак, лысый Боря из Ростова (Антон Ксенев). Но время идёт, и вот уже Кораблёв (Игорь Николаев) и Курочкин (Александр Новиков) – подполковник и майор, сами сидят в наружке, бегают на задержании со своими серьёзными, мудрыми и печальными лицами настоящих петербуржцев. Да, хотелось бы продолжения – но его в принципе не может быть, наступила усталость материала.

И не только усталость. На 21-м году жизни сериал попал в равнодушные, холодные руки – недобрые предчувствия охватили меня сразу, когда я не услышала начальные аккорды музыки Евгения Фёдорова, давно ставшие позывными «Тайн следствия». Не только сменили композитора, но и одно из основных достоинств сериала – остроумную, оригинальную, абсолютно не похожую на обычный блямс музыку Фёдорова – взяли и выкинули. Евгений Фёдоров не сериальный лудильщик «нотосодержащего продукта», он замечательный рок-музыкант, лидер группы Tequilajazzz, и его музыка резко отличается от массива, звучащего в сериалах. Без неё – нет изюминки, но это полбеды.

Мифический следственный комитет, возглавляемый Санта-Клаусом Ковиным (Вячеслав Захаров), переехал в отвратительное новое здание, тупую стекляшку, – соответственно, полностью утрачена атмосфера. Иногда, чтобы перебить вкус пластмассы, Швецова и Ковин гуляют в сквере напротив Петропавловской крепости, причём время года на 24-й серии всегда одно и то же – когда цветут сады, чтоб покрасивше было, не снимать же чудовищные горы бурого снега в несчастном городе Петербурге, где с крыш свисают отвратительные и смертельно опасные «сосули». О чём, собственно, нам и рассказывали первые 8 сезонов, честно, без лицемерных кустов сирени, среди слякоти, лжи, грязи, воровства и т.п. поддерживали друг друга и побеждали зло хорошие работящие люди.

С трудностями личной жизни, конечно. Курочкина давно оженили, но эта его Ольга пока что (я посмотрела 16 серий) в кадре не появилась, что отрадно, я убеждённый враг блондинок в криминальных сериалах, они тормозят действие. С трудом, но женили и Кораблёва, и эта его Рита возникла в первой серии, где тряслась крупной дрожью от зрелища убиенного постороннего и так впечатлилась, что вообще куда-то провалилась. Понятно – миссия Риты состояла в том, чтобы погубить Кораблёва, она её выполнила, и смешной холостяк-майор, носивший в портфеле кота, своего единственного друга, стал скучноватым невротиком. Видимо, сценаристы не справляются с многофигурными композициями и сплетёнными сюжетными линиями – приведёшь персонажа, а он запросит и слов, и действий, но откуда их взять, если желание писать сценарии есть, а способностей нет?

Придумали вернуть в сериал бывшего мужа Маши, бизнесмена Луганского. Очень просто – он стал жертвой преступления, которое расследует Маша. Соответственно, прошла куча серий, а туловище всё ещё лежит в больнице! А я так радовалась, когда Швецова бросила этого бессмысленного мохнатого слизня, который всё подговаривал её уйти с работы! Мало когда я так радовалась – вот разве когда узнала, что Надя Михалкова рассталась с этим… Резо... – как его там, не нанималась я их фамилии помнить. А вот кто будет возле Маши дальше – страшно важная вещь, ведь Маша идеальная русская женщина, это символ и эмблема. И нынешний кавалер по фамилии Платонов (Алексей Комашко) должен быть забракован, наконец.

Никак не поверить, что у них отношения, – они даже ни разу не завтракали вместе, не говоря о чём прочем. Маша улыбается Платонову рассеянной дежурной улыбкой, как обычному знакомому. К героине претензий нет – её фирменный мятный холодок абсолютно уместен и даже может служить моделью поведения для излишне горячих зрительниц: дескать, учитесь у Маши, нечего мужикам на шею вешаться, строже, холодней, имейте достоинство и гордость! Но избранник-то должен что-то получить в награду! И значит, опять Луганский? Да за что ему такие привилегии? Платонов хоть красавчик. Нет, недодумали сценаристы, а я подозреваю, что вообще не думали и даже предыдущие сезоны не смотрели, сочиняя свой унылый бред.

Пример – у Швецовой двое своих детей и приёмная девочка. Дочь при ней, но где остальные, как живут? Почему Швецова, показанная ответственной и заботливой матерью, ни разу им даже не позвонила? Да потому, что сценаристам лень возиться было с чужой историей и вязать концы с концами. Вот и замерла наша Маша в равнодушных руках.

Увы! Воздух творчества – пусть простого и немудрёного, но творчества – весь куда-то утёк. И то, что было живо, смешно, занимательно, – стало пустым и холодным (с редкими крапинками юмора и смысла). Актёры не виноваты, они отличные актёры, режиссёр… а там был режиссёр? Какая-то студия «Единственный дубль» указана в титрах. Очередные «Рога и копыта», видимо…

Напоследок хоть на любимого доктора Панова (Андрей Шарков) посмотрела. И на том спасибо.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте