В Театре Моссовета премьера легендарной пьесы Алексея Арбузова «Жестокие игры», режиссёром которой стал художественный руководитель этого театра Евгений МАРЧЕЛЛИ. Лауреат премии «Золотая маска», заслуженный деятель искусств РФ рассказал «Аргументам недели» о новых «Играх» и буднях театра.
– В конце 2020 года вы стали художественным руководителем Театра имени Моссовета. Было желание изменить что-то в работе театра, когда его возглавили?
– Театр Моссовета любим зрителем и славится своим традиционным классическим подходом к драматургическому материалу. Мне хотелось придать дополнительный творческий импульс движению театра, расширить его творческий диапазон. Привлечь новых режиссёров и постараться максимально занять артистов.
– Каковы нынешняя и будущая концепции театра и с какими трудностями сталкиваетесь?
– Мне кажется, что главной концепцией любого драматического театра, и не только драматического, является, скажем так, быть живым театром. При кажущейся простоте этой формулы задача это трудная, иногда почти недостижимая. И самое главное, непрогнозируемая. Тут опираешься на индивидуальные ощущения и восприятие, мы очень по-разному понимаем, что такое живой театр. Обратить других в свою веру и есть самая большая и серьёзная задача и сложность.
– Сейчас в театре идут премьерные показы «Жестоких игр» Алексея Арбузова. Написанная в 1978 году, пьеса стала популярной в первую очередь благодаря знаменитому спектаклю Марка Захарова в Ленкоме. Почему выбрали именно эту пьесу Арбузова?
– Всё банально: мне просто нравится эта пьеса. Я вообще люблю советскую драматургию – Розова, Вампилова, Арбузова, Володина, Петрушевскую, Разумовскую и т.д. Это произведения о человеке и для человека. Пьеса «Жестокие игры» о нелюбви, об одиночестве, о молодёжи, глухоте друг к другу и к себе, о выключенном тумблере радости жизни. Болевые точки автора совпадают с моим ощущением времени.
– Сколько времени ушло на постановку пьесы? Как вообще формируется отправная точка готовности спектакля к премьере?
– От первой читки до премьеры прошёл почти год, но это было связано с техническими факторами и, конечно же, пандемией. Если не считать этих вынужденных остановок, получится 3–4 месяца плотной работы. Отправная точка – готовность декорационного оформления. Художник спектакля Анастасия Бугаева создала потрясающую сценографию, которая потребовала серьёзной технической работы.
– Вы часто употребляете термин «театр эмоционального ожога». Получит ли «эмоциональный ожог» зритель после просмотра «Жестоких игр» 2021 года?
– Я очень на это надеюсь и стремлюсь к такой реакции в каждом своём спектакле. Худшая оценка для меня: «никак». Приятно, конечно, получать восторженные отзывы, но и полное неприятие лучше равнодушия.
– Вы говорили, что «у каждого режиссёра свои сложности». Какие сложности при постановке спектакля были у вас?
– Самая большая сложность для меня – найти общий язык с актёрами. Я не могу прийти к артистам и начать руководить процессом. Мне очень важно создать атмосферу доверия и любви, понять и принять друг друга. Это очень эмоционально затратный процесс. Но когда это случается, когда находится этот свой язык, тогда работа может стать удовольствием.
– Что войдёт в экспериментальную программу Театра Моссовета 99-го сезона?
– Это прежде всего режиссёрская лаборатория. Театр ищет своих режиссёров. И не обязательно юных. Это могут быть уже вполне состоявшиеся мастера. Они делают заявки на спектакли в виде небольших работ. Эта программа курируется театральным продюсером Олегом Клёниным. Сейчас над своими заявками работают режиссёры Эдгар Закарян и Филипп Виноградов.
– И последний традиционный вопрос: о личных творческих планах.
– В 2021 году надеюсь выпустить на основной сцене Театра Моссовета спектакль «Гамлет».