> Премьера криминального сериала «Хрустальный» состоялась в интернете - Аргументы Недели

//Культура 13+

Премьера криминального сериала «Хрустальный» состоялась в интернете

№  () от 21 сентября 2021 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

В нынешней реальности премьеры сериалов зачастую проходят не по ТВ, но в онлайн-кинотеатрах и на видеоплатформах. Так что, прежде чем увидеть новый 10-серийный криминальный сериал «Хрустальный», мне пришлось полчаса сражаться с упрямыми цифровыми роботами – стражами ворот, не желавшими пропускать меня в искомый сервис. Но мне удалось-таки посмотреть сочинение сценариста Олега Маловичко и режиссёра Душана Глигорова с Антоном Васильевым в главной роли. Итак, что такое «Хрустальный»?

Хрустальный – небольшой шахтёрский городок на юге России, чьи шахты давно заброшены и подтоплены, а рулящая «хрустальная» мафия срослась с властью и творит зло в строго современном стиле, под прикрытием личины благодеяния (патриотическое воспитание, строительство водохранилища и т.п.). В городе тем временем находят тела замученных и убитых мальчиков (криминальные сериалы бывают двух типов, про мёртвых девушек и про мёртвых мальчиков, этот второго типа). Для расследования в Хрустальный прибывает очередной рыцарь Ланцелот, герой-сверхчеловек, следователь из Москвы Сергей Смирнов (Антон Васильев), который «закрыл» уже трёх маньяков. Но Хрустальный – это родной город Сергея, здесь живёт и возглавляет местную полицию его родной брат Геннадий, и на каждом шагу попадаются бывшие одноклассники, возлюбленные и враги. Стало быть, расследование отягчено грузом прошлого и смутой в душе героя, который когда-то и сам стал жертвой насилия.

Сработан «Хрустальный» крепко, уверенными мастеровитыми руками. Кроме того, на наших (поглотителей сериалов) глазах значительно вырос Антон Васильев. Отличные внешние данные (он напоминает голливудских «мужчин в шляпах» 50–70-х годов прошлого века) не отвлекают от неординарной душевной подвижности артиста, небанальности его реакций, сложного обаяния. Хороши и прочие персонажи – брат (убедительный Николай Шрайбер), мафиозо Барс (неожиданный Дмитрий Куличков), шалава Катя Сказка (прелестная Дарья Екамасова). Грамотно выстроены ритмы повествования, тщательно подобрана вся обстановка (и общий вид городка, и его достопримечательности – шахты, дома, школа, гостиница). По десятибалльной системе фильму можно поставить уверенную семёрку. Однако! Есть у меня пункт расхождения с создателями сериала, и он немаловажен.

В начале 80-х годов для советского проката купили замечательный фильм выдающегося режиссёра Сидни Люмета «Вердикт» с Полом Ньюманом в главной роли. Отважный пожилой неудачник-адвокат (разумеется, кристально честный) берётся сражаться с врачебной мафией, загубившей по халатности жизнь молодой женщины. Во время расследования в его грустной личной жизни появляется привлекательная дама (Шарлотта Рэмплинг), он окрылён и вдохновлён ею – но оказывается, что даму подослала враждебная сторона с гнусной целью шпионажа. Когда герой Ньюмана узнаёт об этом, то идёт в кафе, где обретается подлая тварь, подходит, она смотрит глазами, отягчёнными совестью. Видимо, в курсе, что предать доверившегося тебе человека – это грех Иуды, и за это Данте обещает размещение в последнем круге ада. Герой со всего размаху даёт предательнице громкую смачную пощёчину. Нехорошо (бить женщину), но хорошо (по нравственному балансу). За такие фильмы советские подростки и обожали Америку когда-то.

Но это времена хрустальной чистоты жанрового кино, где герои были безупречны (разве что попивали), никто не вёл длинных дискуссий со злодеями, прежде чем всадить им пулю в лоб, и с маньяками – «больными ублюдками» (как выражались в американских картинах) разговор был короткий. Теперь же герои сами отягчены какими-то пороками и виноватостями, всё сложно, маньяки навострились разглагольствовать, как профессора, классическое добро и зло утопли в тягучем муторном психоанализе. Кто поверит в безгрешного Ланцелота? Он должен быть замазан и замешан в общей свалке мусора. Нет никаких избранных и призванных. Какое ещё предательство? Надо понять, а потом и простить, все не без греха. Поэтому в «Хрустальном», оказавшись в аналогичной ситуации с героем «Вердикта», наш Ланцелот и не думает о каких-то там пощёчинах, он понимает и прощает – дескать, такова суровая правда жизни.

Да плевать мне на «правду жизни», я что, смотрю детективы ради правды жизни, что ли? В криминальных сериалах «правда жизни» – камуфляж и не более того. Маскировочная одежда. Наш отважный расследователь в «Хрустальном» скроен и сшит по надёжным старым лекалам – он сверхъестественно умён, проницателен и великодушен, неимоверно храбр и феноменально здоров – за день выздоравливает от всаженных в него пуль, выдерживает любые драки и погони… то есть всё правильно. Кроме одного: он не наказывает предателей. Он мрачен и психопатичен, он тащит на себе груз фантомной вины (никакой вины у него нет, Смирнов – жертва насилия). Но в герметичном мире преступного города он – мера и весы, он – закон и порядок, он – право и суд. Таких героев нет? Разумеется, нет. Несколько раз в жизни мне пришлось обращаться за помощью к полиции – без всякого толка. Думаю, нас таких много. Так вот, чтоб мы всем миром не сошли с ума и не закрылись от ужаса в своих домах, существуют криминальные фильмы и сериалы, где в отличие от «правды жизни» неукоснительно должны соблюдаться золотые правила.

Злодеев – мордой в пол. Маньяка – выводить в наручниках. Предателя – бить по лицу! «Правдой жизни» мы сыты по горлышко. Пусть герой выпивает, проявляет моральную нестойкость в личной жизни, сомневается в себе – но в деле борьбы со злом имеет твёрдые опоры.

В «Хрустальном» есть твёрдые опоры. Когда сотрудники полиции (слабые, грешные) всё-таки отказываются выполнить приказ местного мафиозо и «закрыть» нашего героя, зритель ликует: обычные люди остановились в нравственном падении! Но в отношении предательства мы имеем попущение – оно не наказано.

А должно быть наказано. И на том свете, и в кино – что, в общем, одно и то же.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте