Татьяна Доронина: Владимир Владимирович! Наш президент! Спаси русский театр! Его убивают
№ () от 29 июня 2021 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]
В редакцию нашей газеты поступило несколько документов, касающихся острой темы – современного состояния и судьбы МХАТа имени Горького. Народная артистка Советского Союза, бывший худрук и нынешний «президент» театра Татьяна Васильевна Доронина написала письмо президенту России Владимиру Владимировичу Путину, потому что никакого иного выхода из сложившейся ситуации она не видит. Кто в этой ситуации виноват – более-менее понятно, но что делать?
ФОКУС-ПОКУС возникновения почётно-фиктивной должности «президента» был изобретён в Министерстве культуры, видимо, для того чтобы отодвинуть от реальных дел (то есть денег) лиц, возглавляющих то или иное учреждение культуры. И притом лиц, настолько авторитетных и компетентных, что запросто снять эти лица приказом не представлялось возможным. Сначала фокус-покус проделали с легендарной Ириной Антоновой (52 года возглавлявшей ГМИИ имени Пушкина). Затем – с Татьяной Васильевной Дорониной. Только что – с директором Бахрушинского музея Дмитрием Родионовым, но тут Минкульт крупно прокололся. Родионов, которому вообще ничего нельзя было вменить, даже возраст (ему едва за 60), отказался участвовать в игрищах Минкульта и фиктивной должности «президента» не принял. Девушка К. Трубинова (30 лет, учится в магистратуре, говорят, сидела в приёмной у Мединского), которую продавили на место директора, обладает какими-то выдающимися дипломатическими способностями, потому что в рекордные сроки восстановила против себя коллектив музея. И за Родионова вступился Союз театральных деятелей, самые его вершины, генералы, львы и орлы – Фокин, Додин, Туминас, Безруков и т.п.
Я рада за Родионова, но замечу: львы и орлы, что же вы промолчали, когда точно такое же безобразие творилось с МХАТом Горького, с Дорониной? Ведь фокус-покус надо было пресекать в самом начале, как только Эдуард Бояков образовался на Тверском бульваре, 22. Теперь вот скрипите зубами и сжимайте кулаки, видя, во что превратился МХАТ имени Горького (я намеренно не стану рассуждать про всяких «чудесных грузин» – эти явления вне поля культуры, это уже социологи или даже зоологи пусть разбираются). Да, он был немодный, консервативный, архаичный иной раз – но это был театр, самый настоящий театр, и залы его, заверяю как свидетель, были полны, а когда играла Доронина, то и переполнены.
Теперь вместо театра сделался шоурум, мельница хайпа, где, возможно, и попадаются любопытные спектакли, но сам смысл театра утрачен, дух уничтожен и стиль поменялся кардинально. Причём все это происходит в атмосфере беспрерывного скандала, склок с артистами и судопроизводств, которые «доронинские» актёры, как правило, выигрывают. Никаких своих действий Эдуард Бояков с «президентом» Дорониной не согласовывает. Они в принципе не общаются.
В этой ситуации Доронина решает напрямую обратиться к президенту РФ. Привожу фрагменты (полный текст и фотокопия подлинника имеются).
«Дорогой Владимир Владимирович! Без Вашего участия восстановить то, что называлось МХАТ имени Горького, невозможно (...). Я решилась на просьбу.
Очень хочется верить, что Вы меня услышите: срочно надо изгнать торгашей из нашего Театра. Если нынешний непрофессиональный и бездарный худрук останется в Театре в качестве руководителя – от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний.
На сегодня выгнаны талантливые артисты, которые вели репертуар. Сам репертуар почти уничтожен. Уничтожены декорации лучших и любимых зрителями спектаклей. Оставшиеся спектакли: «Мастер и Маргарита», поставленный прекрасным Беляковичем, – фактически уничтожен. Актёры, булгаковских героев блестяще играющие, выгнаны из Театра и заменены на бездарей, которые не репетировали с Валерием Беляковичем. «На дне» – интереснейший, решённый неповторимо, с ассоциациями, с блестящим решением главного героя – снят с репертуара! Вычеркнуты из репертуара пьесы Островского. Талантливые современные пьесы Полякова, которые так полюбил зритель, тоже сняты. «Три сестры», восстановленные мною по тетрадям Немировича-Данченко, искорёжены бездарными новыми исполнительницами, а стены павильонов перекрашены в другой цвет. «Синяя птица» Станиславского, которую мы свято хранили 30 лет, играется новыми приглашёнными актёрами. В Театре вместо двух сцен – 12!!! Худрук из «Практики» (название театра) использовал фойе, коридоры, лестницы. Сдаётся помещение кому захочется и для чего захочется. Труппа «обновилась»: актёры талантливые выгнаны, новые пришедшие играют вне какой-либо школы и несовместимы с «горьковцами».
Уважаемый Владимир Владимирович, написала лишь малую часть тех наступательных безобразий, которые вот уже третий год именуются почему-то «МХАТ им. Горького».
Я тридцать два года пыталась построить репертуар, и удалось гармонично и со знанием традиций соединить Горького, Чехова, Достоевского, Булгакова, то есть лучших из лучших. Публика аплодировала, смеялась и плакала (…).
Помогите, дорогой Владимир Владимирович, если не назначить срочно нового директора, не пригласить талантливого худрука, любящих русскую литературу и подлинный реалистический, по Станиславскому сыгранный спектакль, – всё поглотит хулиганский, извращённый, пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган (…).
Прошу очень, я не знаю, сколько мне осталось…»
Обращаю ваше внимание на то, что Доронина не требует вернуть ей должность худрука – она предлагает назначить нового директора и нового худрука, потому что её волнует не личная власть, а судьба театра. В настоящий момент обязанности директора исполняет О. Михайлов, но в ближайшее время Минкульт должен утвердить кандидатуру директора. У Дорониной такая кандидатура есть – я не буду называть фамилии, зная методы борьбы бояковского шоурума со своими противниками, могут ведь заранее измучить человека. Примем к сведению то, что человек на примете есть, что Доронина предлагает и состав худсовета театра, то есть вообще-то пытается осуществить свои настоящие, стратегические полномочия президента театра.
Не хочет она получать паёк и помалкивать – а минкультовский фокус-покус с фейковым президентством на это и рассчитан. Президентство тут – почётная отставка. Но мы как-то ещё не привыкли к такой трактовке, то есть к такой девальвации понятия «президент», когда президент что-то вроде маститого и авторитетного в прошлом клоуна на фасаде, а делами и делишками заправляют совсем другие персонажи. Или Минкульт что-то знает, нам недоступное, и уже пора к такой девальвации привыкать?
Инициативная группа донесла письмо с предложениями Дорониной и в Минкульт, и в администрацию президента, и бюрократическому космосу вполне можно было бы крепко задуматься над мнением народной артистки.
Как-то надо выходить из пике бездарной кадровой политики и шабаша некомпетентности. Разжиться хоть каплей здравого смысла. И вспомнить об ответственности перед обществом, на минуточку.