Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 8(752) 3 – 10 марта 2021 г. 13+

«Ленфильм» под угрозой исчезновения

, 20:20 , Писатель, критик, драматург

«Ленфильм» под угрозой исчезновения
Фото А. Демьянчук / ТАСС

В центре Петербурга, в двух шагах от Петропавловской крепости, на Каменноостровском проспекте, 10, красуется здание старейшей отечественной киностудии. «Ленфильм» столь же славен своим прошлым в ХХ веке, сколь прискорбна его участь в веке ХХI. Череда сменяющихся директоров, уголовные приключения с финансированием и замирание собственно кинопроизводства привели к тому, что сегодня отчётливо реальна угроза окончательного исчезновения «Ленфильма» с культурной карты отечества.

Место, ясное дело, более чем лакомое. Зачем содержать эту прорву (студию), когда кино сегодня можно делать где угодно, хоть на коленке, считают «эффективные менеджеры». Что, конец «Ленфильму»?

Тут у нас с вами случай умеренной компетентности: с 2018 года я состою в правлении Союза кинематографистов Санкт-Петербурга, а потому «хроники убывающего плодородия» «Ленфильма» мне более-менее известны. Студия начала гибнуть не сегодня и даже не вчера – её дербанили с начала 90‑х по нарастающей. Скажем, «золотую коллекцию» «Ленфильма» (популярные картины, которые кормили студию, поскольку их бесконечно крутят по ТВ) продали чуть ли не навсегда туманного рода лицам, а все выгодоприобретатели этой более чем сомнительной сделки давно не с нами, причём некоторые уже насовсем.

Почти десять лет назад вопли петербургских кинематографистов дошли «до того дупла, куда жалобы опускают» (Достоевский), и «Ленфильму» был выделен значительный кредит, куратором грядущего возрождения стал Фёдор Бондарчук, а директором – бизнесмен Эдуард Пичугин.

Фасад отремонтировали, соорудили кинозал, кафе и выставку костюмов, однако реального кинопроизводства так и не наладилось. Какие романсы там пели финансы – неведомо, никто отчитываться не собирался, а потому правление нашего Союза обратилось в вышеупомянутое «дупло» с просьбой-требованием освободить Пичугина от занимаемой им с каких-то щей должности.

Пичугин улетает за горизонт. С целью проверки дел студии прибывает новый директор – Инесса Юрченко (продюсер сериалов). Менее чем за год Юрченко проводит аудит, по её словам, потому как результатов аудита ни общественности, ни даже нашему правлению никто не поведал. В курсе ли Следственный комитет, не знаю. В сентябре прошлого года вслед за Пичугиным за горизонт улетает и Юрченко, а вместо неё директором становится Фёдор Щербаков. Без всякого конкурса. В принятом сегодня стиле кадровых решений – «снег (сосуля) на голову». Тридцатилетний гражданин РФ неопределённого рода занятий – по образованию журналист, он подвизался в разных структурах как секретарь, помощник и т.п., предел высоты – вице-губернатор Волгоградской области, но недолго. Не имеет никакого отношения к кинематографу...

Люди разное говорят. То ли Щербаков друг Пескова, то ли его мама занимает пост в Центробанке у Набиуллиной, в любом случае – чуждый и Петербургу, и кинематографу человек занимает пост директора «Ленфильма», в котором до своего назначения он наверняка даже ни разу не был. С работниками студии Щербаков объясняться не стал, на правление к нам не прибыл, и каков его «план спасения» – неведомо. Дал невнятное, мутное интервью одному местному ресурсу, из которого можно было постичь: 1. Проценты по кредиту отчасти выплачены. 2. Две ученицы Александра Сокурова снимут на «Ленфильме» свои дебюты.

Пусть солнце удачи неукоснительно светит на Сокурова и его учениц, но два дебюта никак не могут считаться возрождением кинопроизводства. Тут нужны чёткий план, команда созидателей, портфель сценариев, аккумуляция всех наличных творческих сил кинематографического Петербурга. Молодой «Молчалин», кому-то удачно попавшийся на глаза, таких задач выполнить не может по причине отсутствия нужной компетенции. Или у него есть иная задача? К примеру, аккуратно, своей недрогнувшей молодой рукой, которой никого и ничего на «Ленфильме» не жаль, ликвидировать «это место, чтоб оно больше денег не просило»?

Во всяком случае к нам в правление пришло письмо от штатных творческих работников «Ленфильма». (Их немного, зарплаты они получают символические.) Они сообщают: «Многим творческим работникам киностудии «Ленфильм» уже позвонили представители новой дирекции и твёрдо предложили добровольно уволиться с киностудии. Предложение категоричное, сделанное всем в строгой и однозначной манере... мы не можем и не хотим соглашаться с такой практикой решения кризисных ситуаций на родной студии... предпринята попытка окончательно решить вопрос с кинопроизводством на северо-западе страны». От имени штатных творческих работников студии письмо подписали режиссёр Константин Лопушанский, художники по костюмам Лидия Крюкова и Екатерина Шапкайц, звукооператор Владимир Персов и другие профессионалы высшего класса, все в званиях и наградах.

Что наше правление? Обсудили текст письма министру культуры, в котором высказывается нехитрая мысль о том, что нужна программа развития студии, причём не тайная, а явная, гласная, с учётом мнения кинематографической общественности (ну, остатков её). А директору следует прекратить всякие бесчинства до принятия такой программы.

Известный кинорежиссёр Сергей Снежкин, председатель Союза кинематографистов Санкт-Петербурга, считает, что:

«Возрождение «Ленфильма» возможно при одном условии: приход в руководство профессионалов этого дела, которым доверяли бы кинематографисты. И возрождать студию надо в полном объёме, со всеми подразделениями, с редактурой, с худсоветами и так далее. Должно прекратиться это нашествие саранчи, эти чиновничьи игры, когда возникают топ-менеджеры, которых интересует что угодно, кроме кино. Для нас для всех «Ленфильм» – это судьба, это служение, а для директора Щербакова – так, шажок, и непрестижный, в карьере. Он ещё одолжение Бондарчуку сделал, что согласился. Кинопроизводство в Петербурге необходимо, потому что надо возрождать культуру в этой «культурной столице», где ничего нет на самом деле, кроме генералов на фасаде – Гергиев, Пиотровский, Фокин... всё стягивается в Москву, которая уже никакого отношения к России не имеет! Создали, понимаете, «образцовый коммунистический город», и искусство там особое создали, для избранных, только кто их избирал? И вот летит оттуда эта саранча. Директор Щербаков заявил, что «Ленфильм» станет «развлекательным центром с элементами кино». Элементы кино, что за элементы кино? Я этого не знаю и знать не хочу».

Тут соглашусь с председателем.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram