> Премьера спектакля «Дикарка» состоялась в Московском театре имени Маяковского - Аргументы Недели

//Культура 13+

Премьера спектакля «Дикарка» состоялась в Московском театре имени Маяковского

№  () от 6 октября 2020 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Евгений Парамонов в роли Александра Ашметьева и Анастасия Дьячук в роли Вари. Фото АГН «Москва» / А. Никеричев

Итак, эксперимент проведён на живом человеческом теле: впервые после полугодового перерыва я отправилась в театр на премьеру спектакля «Дикарка» в Московском театре имени Маяковского (сцена на Сретенке). Три часа представления провела я в треклятой маске, с пробелами вместо соседей по ряду. И ни минуты не пожалела!

«Дикарка» – пьеса, сочинённая А.Н. Островским в соавторстве с Николаем Соловьёвым (1879). Этот непостижимый человек, Островский, мало того что сам замучил современников своим плодородием, написав 49 пьес, он ещё и помогал молодому способному драматургу Соловьёву. Тот задумывал интересные характеры и ситуации, но довести их до возможного совершенства не мог, лишён был и комедийного дарования. Так что когда сегодня зритель хохочет, услышав сочную, аппетитную речь персонажей «Дикарки», это, конечно, заслуга нашего драгоценного благодетеля - Островского.

Действие пьесы развивается в обстановке дворянской усадьбы Ашметьевых, которые удачно пережили перемену общественного строя (отмену крепостного права), однако стали из действующих лиц истории – «бывшими». Вернувшийся из-за границ барин Александр Львович Ашметьев встречает юную Варю, дочь своего соседа Кирилла Зубарева. Необузданная, не воспитанная «в правилах» девушка пленительна своей первозданной чувствительностью, она в полной мере – дочь природы, и уж коли полюбит кого – значит, это сама русская природа назначила себе избранника. Выбор у дикарки немалый: есть жених, прогрессивный чиновник Вершинский, есть молодой сосед-помещик, предприимчивый Мальков, но сердце девушки явно расположено к пожилому, но такому интересному и романтичному господину Ашметьеву! Правда, он женат, но это ни для него, ни для дикарки препятствия не составляет...

Режиссёр спектакля опытный и мастеровитый Юрий Иоффе поставил «Дикарку» в полном доверии к авторам, позволив себе лишь небольшие сокращения. В глубине сцены – веранда, слева – диванчик, стол и кресла, справа – поленница и рукомойник (художник А. Глебова), жизнь перед нами хоть и барская, но проходит на природе, да ещё в местечке Кукуй, которое баре переназвали в «Бельвью». Все силы режиссёра пошли на создание актёрского ансамбля, на тщательную разработку психологии персонажей, на подробное их взаимодействие – три часа не продержишься на режиссёрских фокусах! – и результат получился весьма убедительный.

Давненько я не видела на сцене такой характерологии – то есть глубокого, продуманного воплощения человеческих характеров. Обстоятельства исторического времени становятся лишь приправой, перед нами живые, понятные и симпатичные в целом люди, наши родственники, можно сказать. Даже двум слугам Гавриле (Максим Разумец) и Сысою (Юрий Соколов) придумана обстоятельная и забавная сценическая жизнь, учитывающая то, что Сысой – старый служака, весь из Кукуя, а Гаврило – молодой камердинер барина Ашметьева, нахватавшийся пародийного заграничного лоска. Он так страстно хочет угодить своему кумиру Ашметьеву, предупреждая его якобы желания (к примеру, в минуты душевных волнений барина выныривая со спасительным графинчиком и рюмкой), что каждое появление Гаврилы вызывает оживление в зале. Что и говорить о более значительных персонажах – все сыграны с полной отдачей и настоящим пониманием. Есть, конечно, разница в стиле, но она не приводит к нарушению ансамбля, а лишь добавляет разнообразия.

Вот Зоя Кайдановская – Марья Петровна, жена Ашметьева. Ценю эту актрису, она не просто «характерная», она – острохарактерная искусница, ей можно доверять самые неожиданные образы, в ней таится масса провокаций, шутовства, озорничанья. Роль в «Дикарке» ей поручена страдательная, грустная – несчастная жена гуляки-мужа. Но в этой порывистой, нелепой женщине сразу чувствуется какой-то резвый чёртик, она живёт своей отдельной от прочих жизнью и в конце концов вырывается на полную свободу, становясь из притворной монашки хозяйкой своей судьбы. Сергей Рубеко – Кирилл Зубарев, отец дикарки, сплёл целую повесть о рачительном хозяине и заботливом отце, который, однако, приглуповат, недалёк, оглушён мелочными заботами и копеечными хлопотами. Виктор Запорожский – помещик Боев – с размахом лепит мощный жизнерадостный характер убеждённого русского пофигиста, которому всё, как говорится, «лесом»: и земство, и дворянские съезды, и прогрессивная болтовня. Ему жить охота, здесь и сейчас, с ним на сцену выходит песенная стихия, является балалаечник, затеваются плясовые проказы... Убедительная антитеза жениху Вари, чиновнику Вершинскому (Игорь Евтушенко), надутому дурачку, набитому прогрессивными глупостями, который, однако, воображает себя интеллектуалом (тип, очень знакомый сегодня). Да все артисты хороши и убедительны, но что касается самых главных героев – тут у нас, господа, прямо творческая победа получается.

Пожилой мужчина и юная дева. Опытный сердцеед и начинающая жить чистая душа. Сложный, затейливый душевный роман Ашметьева и Вари блистательно разыгрывают Евгений Парамонов и Анастасия Дьячук.

Парамонов стал адвокатом своего героя, пусть Ашметьев бездельник, ходок и лентяй, пусть он бывший барин, отставший от хода истории, и жизнь его пуста, он всё равно – господин. Человек высоких душевных движений, образованный и воспитанный, без тени пошлости, хамства, вульгарности, такой же внутренне элегантный, как его безупречно щегольские сюртуки (художник по костюмам – О. Рябушинская). У Ашметьева-Парамонова благородные реакции на мир, он благодушен (да, от благополучия, ну так что же, мало ли благополучных хамов на свете), но его беда в том, что все эти прекрасные свойства – поверхностны. Нет настоящей глубокой связи с жизнью, нет её понимания, нет созидательной энергии. Он будет побеждён и унижен, но увлечение дикарки понять можно – тут было чем увлечься!

Дикарка, Анастасия Дьячук. Самая сложная роль в пьесе. В её облике режиссёр допустил единственное «осовременивание» пьесы – Варя носит короткую стрижку, совсем короткую, как будто её остригли после тифа и волосы чуть отросли. В сочетании с манерой размахивать руками это делает Варю немножко «девушкой из «Макдоналдса», персонажем из метро, знакомой хипстеркой, но это впечатление быстро проходит. Приём со стрижкой становится оправданным в ходе действия, он помогает точно определить нашу дикарку как иную, другую, чужую, выламывающуюся из своей среды. Прелестная наивность молодости сочетается в ней с тёмной, загадочной, имморальной силой – но эта сила одновременно и слабость. Природа ждёт хозяина, но сама не понимает, кто ей нужен. И забирает её властной рукой вовсе не самый лучший, но самый молодой и энергичный, помещик Мальков (Всеволод Макаров). Варя покоряется силе...

В спектакле Юрия Иоффе нет никакого натужного «символизма», он внятен и конкретен. А вместе с тем это рассказ не только о дикой девочке и проигравшем свою судьбу господине. Но и о России, где всегда есть «бывшие» и торжествующие – на данный исторический момент. О жизни, чья стихия покоряется не правде, а силе. Всё это, воплощённое в обаятельных человеческих лицах и чудесной русской речи, право, заслуживает трёх часов сидения в треклятых масках.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте