> Крючкова – воительница жизни - Аргументы Недели

//Культура 13+

Крючкова – воительница жизни

№  () от 23 июня 2020 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]

Фото П. Ковалев / ТАСС

Богомерзкий вирус испортил праздник народной артистки России Светланы Крючковой: в дни юбилея (Светлана Николаевна родилась 22 июня) планировались гастроли в Москве с премьерным спектаклем «Жизнь впереди» по роману Э. Ажара. Всё, конечно, отменилось, но ничто не может отменить нашей любви к Светлане Крючковой. А ведь именно любовью и пониманием публики определяется масштаб артиста. В случае с Крючковой вопрос масштаба давно решён: в пейзаже современного кино и театра она высится гора-горой.

ЧТО это прирождённая, виртуозная, блистательная комедиантка огромного диапазона, ясно и неискушённому зрителю. Вспомните её манерную нэпманшу из «Не может быть!» Гайдая, заманивающую в свой будуар томного артиста (Олега Даля). Извергающую потоки слов уморительную дурочку – жену Бэрримора в «Собаке Баскервилей». Мадемуазель Куку из «Безымянной звезды» – острый этюд о придавленной, озлобленной, обойдённой женственности (а ведь актрисе на тот момент и 30 лет не было). Простодушную крестьянскую девку-невесту, из которой внезапно вылезает зверь (эпизод в картине Авербаха «Объяснение в любви»). Комическую фурию – тётю Песю из «Ликвидации»... Что и говорить, более ста ролей сыграно в кино, и характеров, иногда острых до ослепительности, создано немало.

Жадная до работы, Крючкова соглашалась и на небольшие эпизоды, ловко разделывая их «под орех», особенно если приглашал настоящий, заветный режиссёр. Ну сколько времени на экране проведёт, хлопая белыми ресницами, трогательная придурковатая служанка Мохова из «Утомлённых солнцем» Никиты Михалкова? Да пять минут, не больше, но её же не забудешь никогда, такой уж у Крючковой дар – врезаться в память, быть убедительной с первого предъявления.

И вместе с тем сквозь изумительное и ослепительное комедиантство словно бы проступает и сверхсюжет актёрской судьбы Светланы Крючковой. У любого, самого великого актёра есть неудачные, проходные роли, в его жизни немало случайного. Тем не менее бывает, что книга актёрской судьбы говорит что-то существенное о людях, о времени, о народе. «Книга» Крючковой рассказывает нечто важное о женщине, о природе женственности, о России – и о метаморфозах и приключениях, трагических и комических, этой женственности. Всё-таки «русская мелодия» живо ощущается в Светлане Крючковой, какой бы национальности ни были её персонажи. Она прекрасно изображает лёгкий немецкий акцент царицы Екатерины («Царская охота» Мельникова), но я отчего-то всегда принимала это за маскировку, за хитрость умной русской бабы, которая коварно использует «немецкую легенду». Да и в творческом опыте актрисы немало встреч с русской классикой – Гоголь, Лесков, Островский, Достоевский, Щедрин, Шолохов, Горький...

Исключительно правильно в «Родне» Михалкова героиня Крючковой является дочерью героини Нонны Мордюковой. Не только персонажи, но и актрисы эти – родня. В их природе заложена мощь, они одарены исключительной, феноменальной способностью проживания жизни, их чувственный аппарат работает с космической силой. Это и счастье, и беда – ведь нет у подобных женщин никакого чувства меры, не встроено при сборке. Они рождены с неимоверным запасом сил – потому что им слишком многое придётся вынести. Перетащить на себе. Перенести на горбу...

Да, развитие таких женщин может пойти по опасному и печальному пути – тогда они превращаются в чудовищ, в фурий, в мегер. Как превратилась бабушка в исполнении Крючковой из фильма С. Снежкина по роману Санаева «Похороните меня за плинтусом». Искажённые временем и горькой судьбой русские богатырши рубят сплеча, воюют на ровном месте, не знают полутонов, не чувствуют нюансов, не слышат окружающих. Какая уж там личная жизнь, кто в состоянии свить гнездо на водопаде, мирно ужиться с грозой!

Первая заметная роль Крючковой в кино – чистая, трогательная девушка Нелли в «Большой перемене». Больших несчастий в её жизни нет – так, лирическая грусть безответной девической любви. Но словно некая тень несчастья падает на её милое лицо. Сигнализирует, что эта женщина не будет «ходить по солнечной стороне улицы» (так говорили про Эдит Пиаф). Многие героини Светланы Крючковой не ходят «по солнечной стороне улицы». А что, эта сторона прямо-таки переполнена русскими женщинами, да и женщинами вообще? Период «девичества» на экране длился у Крючковой совсем недолго, обычно актрисы молодятся до последнего предела, а Крючкова с исключительной быстротой перешла на роли взрослых женщин. Бесстрашно освоила разнообразных тёток, потом так же бестрепетно перешла на бабушек, сохраняя личную органику развития, без всяких искусственных ухищрений. Её лицо сегодня – это именно её лицо. Но, кого бы ни играла Светлана Крючкова, публика мгновенно чувствует настоящую, природную, органическую силу.

Перед нами – воительница жизни.

Когда она врывается на сцену БДТ в образе бабушки из «Игрока» Достоевского, это уже не бабушка, не помещица позапрошлого века, не персонаж Достоевского, да вообще не совсем человек. Это стихия, чудище в шлеме лётчика, ревущее и воющее песни «Раммштайна», это архаическое первобытное существо, родственное тем рыбам, что вылезли на сушу и начали отращивать крылья. Возможно, это та самая «кузькина мать», увидеть которую боится всякий нормальный человек. Оно прибыло сюда, чтобы показать себя тем, кто ждал «бабушкиной смерти». Смерти моей ждали? – ярится существо, ужасное и прекрасное одновременно. Метаморфоза женщины достигла, можно сказать, пика развития – от естественного к сверхъестественному!

Думаю, что Светлана Крючкова, осознавая в себе первобытную мощь дикой природы, последовательно и принципиально ищет поддержки и гармонизации – в культуре. Она сделала множество поэтических программ (Цветаева, Ахматова, Петровых и другие). И кстати, дважды сыграла Ахматову – в картинах «Луна в зените» и «Полторы комнаты». Надо понимать, что это не буквальное, документальное воплощение – но художественная версия, и версия на свой лад убедительная.

Вот уж на ком лежит «роковая печать»! Ахматова в трактовке Крючковой одинока абсолютно и принципиально, заперта в величественный склеп собственного образа, горда и презрительна. Но она – победительница, она обуздала себя, преобразила и теперь хранит в глубинах души некую тайну...

Надеюсь, народная артистка Светлана Крючкова нас удивит и обрадует ещё много-много раз. Да вообще возьмёт и опровергнет творчески всё, что я тут понаписала. Только бы здоровье не подвело – и воительница нам всем ещё покажет!

Татьяна МОСКВИНА



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте