> Классика на все случаи жизни - Аргументы Недели

//Культура 13+

Классика на все случаи жизни

№  () от 12 мая 2020 [«Аргументы Недели », Сергей ПТИЦА ]

Спектакль «Бешеные деньги». Фото Театр им. А.С. Пушкина

«Аргументы недели» продолжают рассказывать о культурных новинках и мировых шедеврах, которые зрители могут увидеть, находясь на самоизоляции. На этот раз оперные и драматические театры на этой неделе решили побаловать зрителей своими постановками классиков. К себе на спектакли приглашают Опера Монте-Карло, театр «Мастерская Петра Фоменко», Московский Художественный театр им. Чехова, театры Пушкина и «Геликон-опера». Есть из чего выбрать и на что обратить своё внимание.Спектакль «Амадей»Спектакль «Лес»Спектакль «Бешеные деньги»

Островский в фаворе

Похоже, что ближайшую неделю можно смело назвать неделей классики пьес Александра Николаевича Островского. Сразу три театра представят свои вариации пьес великого драматурга. Театр имени А.С. Пушкина 13 мая на телеканале «Культура» покажет знаменитый спектакль «Бешеные деньги» в постановке Романа Козака. Историю о том, как избалованная московская барышня выходит замуж за провинциального предпринимателя только ради его денег, феерично разыграют Вера Алентова (Надежда Чебоксарова), Иван Ургант (Савва Васильков), Николай Фоменко (Иван Телятев), Александра Урсуляк (Лидия). Такой звёздный состав привлекал в театр не только его любителей и завсегдатаев, но и тех, кто хотел бы увидеть живьём любимцев публики, знакомых по сериалам, кино, телевидению и радио. Смесь получилась гремучая и подчас непредсказуемая, ведь слова «бюджет» и «кредит» актуальны во все времена и типажи не меняются и узнаваемы.

Совершенно другого Островского вам представит 14 мая Московский Художественный театр имени А.П. Чехова в спектакле «Лес» на том же телеканале. Микст из роскошной классики, театрального хулиганства и авангарда, свойственный режиссёру-постановщику Кириллу Серебренникову. Свобода и любовь в денежном эквиваленте в этой хрестоматийной постановке ещё раз убедят, что классика «живее всех живых». А количество звёзд на квадратный метр сцены не позволит вам все три с половиной часа оторваться от телеэкрана. Блистательная Наталья Тенякова в роли Гурмыжской; яркий дуэт Авангарда Леонтьева и Дмитрия Назарова в образах Аркадия Счастливцева и Геннадия Несчастливцева; колоритная Евгения Добровольская в роли Улиты и точный Юрий Чурсин в образе расчётливого и циничного Алексея Буланова. Эту феерию образов дополняет музыка или, как сейчас принято говорить, саундтрек спектакля. Народная «Песня о Лёхе Снегирёве», «Лирическая» Владимира Высоцкого, финская «Летка-енка», музыка Шуберта, классика рока и попсы – всё это роскошная составляющая этого эксклюзивного «Леса». И апофеоз всей этой музыкально-театральной «вакханалии» – «Беловежская Пуща», легендарная песня классиков советской эпохи Александры Пахмутовой и Александра Добронравова, которую в финале исполняет Буланов вместе с детским хором. Зрелище захватывающе-патриотическое, но в то же время и ироничное.

В спектакле «Волки и овцы» театра «Мастерская Петра Фоменко» к Островскому отнеслись бережнее. Здесь есть переливы света, разобщённость бытия, лёгкая грусть, чеховский импрессионизм и авторский юмор. И это творческое кредо режиссёра-поставщика Петра Фоменко и всей его актёрской команды – Ксении Кутеповой, Мадлен Джабраиловой, Галины Тюниной, Полины Кутеповой, Юрия Степанова и Кирилла Пирогова. Спектакль участвовал в Авиньонском театральном фестивале (Франция) в 1997 году, был показан в Германии, Франции, Польше и Литве. И теперь 15 мая на телеканале «Культура» вы можете сами убедиться в том, что время не властно над шедеврами Петра Фоменко.


Спектакль "Лес" Дмитрий Назаров, Авангард Леонтьев. Фото Екатерины Цветковой/МХТ им А.П. Чехова

Амадей, Трубадур, Сказки и… кофе

История великого музыканта и композитора XVIII века Вольфганга Амадея Моцарта в изложении драматурга Питера Шеффера послужила основой для множества спектаклей и фильмов. Свой киношедевр «Амадей» есть у Милоша Формана. У Сергея Безрукова он тоже есть. 18 мая «Культура» покажет спектакль «Амадей» 2003 года, где в роли Вольфганга Моцарта – Сергей Безруков, в роли Антонио Сальери – любимый и незабываемый Олег Табаков. В спектакле заняты Евгения Добровольская, Владлен Давыдов, Игорь Васильев. Постановка – Марка Розовского. Гений и посредственность, блеск и интриги австрийского двора, творческие муки гения, козни его завистников. Но главный герой этого театрального праздника – гениальная и бессмертная музыка Моцарта.

В рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» опять же на «Культуре» 17 мая представят оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Постановка этой оперы состоялась на сцене оперного театра Монте-Карло в 2018 году. Композитор так и не увидел своё произведение на сцене – он скончался до премьеры, не успев дописать оперу, и теперь по всему миру можно увидеть множество её трактовок. Но исполнение «Сказок Гофмана» в Монте-Карло в 1904 году считается вторым рождением оперы, так как именно эта версия с внесёнными в партитуру значительными изменениями получила наибольшее распространение среди исполнителей. На сцене оперного театра Монте-Карло зрители увидят сказку, основанную на произведениях Эрнста Теодора Амадея Гофмана и его биографии, в которой реальное переплетается с воображаемым.

«Для тенора это, безусловно, жемчужина французского оперного искусства… Но, мне кажется, партия Гофмана – это ещё и актёрская работа. Я должен думать не только о нотах, но и о словах», – подчёркивает исполнитель роли Гофмана знаменитый перуанский оперный певец Хуан Диего Флорес.

Сопрано Ольга Перетятько исполняет партии сразу четырёх женщин, которые заставляют разрываться сердце писателя: оперной дивы Стеллы, механической куклы Олимпии, куртизанки Джульетты и юной девушки Антонии – певицы, страдающей от неизвестной болезни, усиливающейся во время пения.

«Это роль, о которой я мечтала, ведь здесь я могу воплотить разные характеры. Мне приходится работать с контрастами. Я меняю цвета. Из одного персонажа перевоплощаюсь совершенно в другой», – отмечает певица. В роли Креспеля выступит знаменитый бас Паата Бурчуладзе. Дирижёр – Жак Лакомб. Режиссёр – Жан Луи Гренда.



Спектакль "Амадей" Олег Табаков, Сергей Безруков. Фото Екатерины Цветковой/МХТ им А.П. Чехова


И на десерт – самое ароматное и необычное театральное событие. Театр «Геликон-опера» приглашает всех на канал «Культура» 19 мая в 19:00 на музыкальные сеансы с дегустацией кофе под роскошную «Кофейную кантату» Иоганна Себастьяна Баха. Художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман любит новаторские ходы и приёмы. Я прекрасно помню вкусные кофейные представления в Оперном кафе старого «Геликона», которое располагалось в зале «Покровский». Нынче знаменитая «Кофейная кантата» И.-С. Баха переместилась в Белоколонный зал княгини Шаховской, а кофе там варят по-прежнему ароматный и вкусный. Великий Бах создал очаровательную шутливую вещицу, чтобы привлечь посетителей в кофейный дом Циммермана в Лейпциге. С тех пор кофе стал любимейшим напитком миллионов людей, которые без него уже не представляют свою жизнь. И геликоновцы по традиции начинают свой день с чашечки кофе, напевая мелодию из кантаты: «Ах! Как сладок вкус кофе! Нежнее, чем тысяча поцелуев, слаще, чем мускатное вино!» А вечером, когда идут играть спектакль, в конце действия угощают зрителей ароматным напитком, собственноручно приготовленным в процессе затейливого оперного диалога. В спектакле принимают участие Елена Семёнова, Дмитрий Скориков и камерный ансамбль театра «Геликон-опера».

Наслаждайтесь музыкой Баха, ароматом кофе и гоните прочь пандемию. Ведь классика вечна, а вирусы и карантин – нет!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте