Последняя фантасмагория Марка Захарова
№ () от 21 января 2020 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]
В московском театре «Ленком» идут премьерные спектакли последней постановки Марка Захарова – «Капкан» – выпущенной уже после смерти режиссёра. Конечно, есть соблазн увидеть в «Капкане» этакое «завещание мастера». Но мы его отринем, этот соблазн. Захаров не знал, что ставит последний спектакль, и никаких завещаний оставлять не собирался. Он делал ровно то, что и всегда, – выражал свою творческую волю и делился своим мироощущением.
«КАПКАН» глубоко родственен предыдущим сценическим сочинениям Марка Захарова последнего десятилетия – это и «Пер Гюнт», и «Попрыгунья», и «День опричника», и «Фальстаф и принц Уэльский». Причудливые, гротескные спектакли, в которых словно опущены ясные логические связки, озадачивали иных зрителей. Перед ними по-прежнему было фирменное ленкомовское зрелище от профессионала, в высшей степени расположенного к публике: сценография, музыка, движение – всё было исполнено сценической энергией. И вместе с тем это была энергия кошмарного сновидения. Буйные, нелепые, загадочные превращения и персонажей, и самой истории, делали воздух спектаклей коварным, ошеломляюще странным, абсолютно фантасмагорическим.
Русская действительность XXI века смущала режиссёра. Если кого-то она не смущала и ему всё понятно, примите мои поздравления, вы какой-то исключительный счастливчик. А вот ясный инженерный ум Марка Захарова бился над этой действительностью в целях сделать её пригодной для сцены. И не просто сцены, а сцены «Ленкома» – всегда нарядной и праздничной, обильной героями и верующей в любовь. Да, Захаров обращался за материалом и вдохновением к Аристофану, Шекспиру, Чехову, Сорокину, вроде бы заныривал в другие времена и нравы – и тем не менее именно реальность XXI века была целью его творчества. Возможно, он даже немножко мечтал что-то в ней поменять…
Герои «Капкана» – «попаданцы», то есть современные люди, попавшие в иное время. Но разве их путешествие в 30-е годы прошлого века в «Капкане» основано на идее поисков правды об этих самых годах, разве есть хоть какие-то приметы «реконструкции» и «Сталин» (в исполнении Дмитрия Певцова) хоть чем-то напоминает исторического Сталина? Смотря спектакль, надо прочно забыть о всякой исторической правде насчёт 1930-х годов, потому что перед нами фантасмагория из сознания человека XXI века. С преднамеренной адской мешаниной из обрывков реальности и клочков легенд, мифов и сказок об этом небывалом времени. «Сталин» «Капкана» появляется из огромной скульптуры – головы Ленина (хотя его истинное происхождение – из головы обывателя) и тут же обзаводится двойником. Следователь Иван Иванович Иванов (Александр Збруев) лично расстреливает из нестрашного театрального пистолета допрашиваемую девушку, а затем произносит эффектную, идеологически выдержанную и абсолютно бессмысленную речь. Соблазнительные девицы легко и непринуждённо становятся агентами разведки и отправляются за границу делать мировую революцию. Лихой вор-рецидивист, тоже работающий на благо этой самой революции (Антон Шагин), отплясывает зажигательный танец... Короткие эпизоды чередуются быстро, играет настоящий оркестр, а сценическим движением заведовал мастер Сергей Грицай, так что скучать не приходится. Изумлённый зритель даже не успевает воскликнуть: «Что это?!»
Сквозь бурю гротескных превращений идут двое: лётчик Орлов (Виктор Раков) и Виктория-Чайка (Александра Захарова). Виктория попала в 30-е годы, куда забросил её случайно таинственный профессор Зеленин (Владимир Юматов), вместе с молодым человеком Юрием (Алексей Поляков). Но заурядный Юрий не выдержал безумного напора эпохального абсурда и как-то растворился в ходе действия. А герой Ракова – тот всё выдержал. Между ним и Викторией-Чайкой возникает нежность, которая могла бы перерасти в любовь, и тогда всё было бы спасено. Но в безумном этом мире любовь поражена в правах – это основная актёрская тема Александры Захаровой, поэтому чистая её душа обречена вечно плакать…
Жизнь есть сон, наша история – кошмарный сон, и как сделать страшный сон – занимательным и забавным? Может ли осуществить такое вольная воля театрального мастера? Захарову это удавалось много раз. Когда у него был Горин, был Вознесенский, когда на сцене существовали Леонов и Караченцов, Абдулов, Янковский, Броневой… Человек гордый и упрямый, Марк Захаров не покидал своей дороги и шёл по ней, пока жизнь не оставила его. Название последнего спектакля режиссёра весьма символично – ощущение, что мы попали в какой-то исторический капкан, цели и смысла которого не понимаем, понятно и знакомо многим и многим. Явно поменялись заправляющие нашей историей демоны, что отлично показано в спектакле «Ленкома» «День опричника», в образе государя – Певцов. Это уже не свирепый дракон-солдафон, а утончённая, даже интеллигентная чёртова кукла. Однако направление воли этой чёртовой куклы прежнее: производить абсурд и кошмар. А нам в нём жить. Заплутавшим, растерянным, встревоженным какой-то вечной нескончаемой тревогой и всё-таки имеющим выбор: стать марионеткой чужих проказ или сохранить единственное настоящее имущество, то есть душу. За душу на сцене «Ленкома» отвечает Александра Захарова и делает это с предельной и отчаянной искренностью…
Так что не будем о «завещании» Захарова, нет никакого завещания – есть пример. Человек сдюжил свою часть пути. Благодаря ему несколько поколений зрителей видели отличный театр, узнали о настоящих сценических победах. А выберемся мы из «капкана» или нет – того никому знать не ведомо.
Надеяться – можно.