> Уникальный подарок на Рождество - Аргументы Недели Иркутск

//Культура 13+

Уникальный подарок на Рождество

№  () от 14 января 2020 [«Аргументы Недели Иркутск», Антон Олесин ]

Иконостас и его изготовители — представители ОАО «Байкалкварцсамоцветы».

В одном из старейших каменных храмов Иркутска — Преображения Господня — установлен иконостас из сибирских самоцветов. Такой подарок подготовило иркутянам известное в области предприятие по комплексной переработке полудрагоценных камней края — ОАО «Байкалкварцсамоцветы». Так что в ночь на Рождество прихожане этого храма провели службу уже с новым бесценным атрибутом. Полноценная каноническая служба состоится несколько позже, когда храм, уже с новым иконостасом, будет освящен.

Такой технически сложный и необычный для своего профиля заказ на предприятии делают впервые. Он выполнен из двух основных видов полудрагоценных камней нашего края — нефрита и офикальцита, состоит ни много ни мало из 72 составных частей и весьма внушителен по размерам: восемь с половиной метров шириной и пять метров высотой. А весит все это грандиозное сооружение свыше пяти тонн. Его изготавливали на предприятии свыше четырех лет.

А непосредственно сам заказ, как таковой, на это непривычное для промышленного предприятия изделие поступил от… одного из владельцев компании, его основателя уже в новом качестве акционерного общества, ныне советника генерального директора ОАО «Байкалкварцсамоцветы» Сергея Костюкова.

— Сергей Петрович, когда и почему к вам пришла такая необычная, может в чем-то даже странная идея — украсить этот храм, скажем так, «продукцией» своего предприятия?

— Эту, как вы говорите, необычную идею я вынашивал давно, — рассказывает Сергей Костюков. — Дело в том, что уже 20 лет я и все мое семейство являемся прихожанами этого храма. Заложенный 225 лет тому назад на пожертвования иркутских купцов Стефана Яковлевича Игнатьева и Ивана Анкитича Сухих храм изначально создавался для мастеровых людей Рабочедомской слободы и мастеровыми же людьми — каменотесами, плотниками, кузнецами… И вот во время одной из служб, разглядывая ажурные работы более чем двухвековой давности тех кузнецов — решетки, люстры, подсвечники, дверные ручки, тонко и точно выполненные вручную в едином стиле, я и подумал: «А чем мы, современные мастеровые люди, можем дополнить это великолепие наших мастеровых предков да заодно и поддержать благородные традиции купцов-меценатов?».

Долго думал, прикидывал, советовался с настоятелем храма — отцом Андреем, с коллегами по бизнесу, потом — уже с мастерами нашего предприятия. В результате этого коллективного «мозгового штурма» и пришли к пониманию, что храму нужен именно новый иконостас.

— «Байкалкварцсамоцветы», да и сам Сергей Петрович, как наш церковный староста, и раньше помогали нам в обустройстве храма — в отливке колоколов, кой-каком ремонте, в установке и золочении крестов, — подключается к беседе отец Андрей. — А тут такой щедрый дар! Мы не знали, что и подумать. Для нас было отрадно еще и то, что в этом подарке для нашего храма все будет свое, как говорится, доморощенное. Материал для иконостаса выбрали местный, сибирский, да такой, что редко сыщешь в других храмах. Образ иконостаса создавали по эскизам и чертежам своего древлехранителя храма, иконописца Михаила Борисовича Лутаенко, изготавливали его тоже на своем предприятии и местными же мастерами знаменитой на весь мир Сибирской школы резьбы по камню. Все это и позволило создать такое вот уникальное по сложности и красоте церковное убранство, настоящее произведение искусства, которое органически вписывается в рисунок оформления храма мастеров XVIII века и не имеет аналогов не только у нас в Сибири, но и в целом по России.

— Технологическим воплощением этого необычного заказа, переносом его, так сказать, с бумаги в камень занимались наши лучшие специалисты, — дополняет рассказ коллег генеральный директор предприятия Денис Костюков. — Ведь для его исполнения понадобились совершенно новые технические решения и механизмы. Их разработкой и пробным изготовлением первых деталей основания иконостаса начали заниматься Александр Муратов и Дмитрий Птичкин под руководством главного технолога предприятия Эрнста Борисовича Иванова, продолжили работу технологи Валерий Киселев, Максим Радюк вместе с начальником производственного отдела Владимиром Есиным под непосредственным контролем коммерческого директора Александра Камошина. А вытачивали многочисленные детали иконостаса лучшие станочники и мастера-камнерезы нашего предприятия.

— Иконостас, судя по всему, изрядно добавил вам «головной боли»? Ведь на изготовление этого социального заказа, который передан в дар храму, потребовались большие затраты: сырьевые, производственные, интеллектуальные, материальные. Можно ли, хотя бы приблизительно, оценить этот заказ в денежном эквиваленте?

— Вот именно — только приблизительно, — улыбается Денис Сергеевич. — Если еще можно по каким-то там среднестатистическим расценкам посчитать стоимость сырья, трудозатраты в течение нескольких лет при изготовлении иконостаса и оценить все это, скажем, в пределах десяти миллионов рублей, то как и чем измерить все остальное? Как, например, оценить то, что наши спецы, загоревшись идей такого подарка, часами и днями в свое свободное время обмозговывали варианты сложных деталей и приспособления для их изготовления, а станочники и камнерезы вновь и вновь их воспроизводили, пока не получали желаемое? А сколько сотен тонн того же офикальцита и пород его окружающих пришлось перебрать, чтобы найти искомое? Ведь каждый отдел общей композиции иконостаса требовал не только своей расцветки камня, но и порой огромного размера. Так что все не подсчитаешь.

— Да, если по большому счету, этот заказ нам больше дал, чем взял, — дополняет сына Сергей Петрович. — Он заставил нас пересмотреть свои взгляды на многие участки производства, провести их реконструкцию, переоснастив под новые технические потребности часть оборудования, а то и закупить новое. Такое, как огромный итальянский полностью автоматизированный 5-осевой камнеобрабатывающий центр Brembana GRex, способный в самостоятельном режиме сканировать и воспроизводить в камне, например, человеческую фигуру в ее натуральную величину. Зато теперь мы уже точно знаем, что сможем выполнять у себя на предприятии такие вот сложные в изготовлении и объемные по масштабам заказы. А главное — это то, что этот заказ вселил во всех нас уверенность, что и мы, как наши предки-мастеровые, можем создавать подобную красоту, или, как наши предшественники-меценаты, тоже способны внести свою лепту в благополучие родного города, в его историю.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте