//Культура 13+

Научить детей музыке

№ 39(683) от 09.10.19 [ «Аргументы Недели Сахалин», ]

Научить детей музыке

Музыкальное воспитание и образование детей– важное звено общей системы воспитания, поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру детей. Педагог своим мастерством может воздействовать на тонкую субстанцию – душу ребёнка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие, которые воспитываются в процессе восприятия эмоционально­образного содержания музыкальных произведений.

Музыка – проводник

Современного ребёнка окружает богатый мир звуков, который создают прежде всего телевидение, радио, кино. Он слушает музыку доступную и недоступную его пониманию, близкую и интересную по тематике. Музыка, являясь одной из самых влиятельных форм искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности. Музыка способна пробуждать самые различные эмоции и чувства, которые человек переносит в окружающую жизнь.

Достижение основной задачи – воспитание интереса, любви, потребность общения с искусством – возможно только в том случае, если совпадет очень многое – способности ребёнка, внимательные родители, талантливый педагог.

Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к творческой самореализации, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению, а вместе с этим и к выработке активной жизненной позиции.

Музыкальная школа. Те, кто имеет этот жизненный опыт, согласятся – речь идёт не просто о времяпровождении. Требования к юным музыкантам всегда были высокими, а времени, которое ты уделял подготовке к занятиям – всегда недостаточно. Каково это – учить музыке современных детей, узнаем у преподавателя и заведующей фортепианным отделом Центральной детской музыкальной школы Южно-­Сахалинска Арины Алехиной

Владение музыкальным инструментом – во все времена было признаком хорошего воспитания.

­ Моя большая дорога в музыку началась в родном городе Южно-­Сахалинске в Центральной детской музыкальной школе. Искусство игры на фортепиано и виолончели я начинала осваивать здесь. После обучения в Сахалинском колледже искусств и Дальневосточной академии искусств во Владивостоке работаю в стенах родной школы и Сахалинском колледже искусств преподавателем по классу фортепиано и виолончели.

­ Насколько это актуально сегодня – учиться игре на фортепиано, других музыкальных инструментах?

­ Это актуально всегда! Ежегодно к нам в школу приходят маленькие люди с большим желанием познать волшебный мир музыки. Иногда сила их желания учиться потрясает. Задача взрослых – родителей и педагогов – не мешать им, а помочь определиться.

­ В чём плюсы игры на фортепиано? Какие сопутствующие навыки получает ребенок?

­ При игре на любом музыкальном инструменте работают одновременно оба полушария мозга, а при игре на фортепиано дополнительно решается и ряд координационных задач – задействованы обе руки, ноги, с использованием педалей, идёт сложный мыслительный процесс – чтение двухстрочной фактуры, возникает потребность видеть объёмно, воспринимать большой нотный материал, развивается память. После фортепиано однозначно легче осваивать любой другой инструмент.

Занятия музыкой и развитие мелкой моторики способствуют формированию интеллекта и способностей к изучению иностранных языков. Ребёнок становится организованнее, ответственнее, учится оценивать результаты своего труда. Он понимает, что нужно выделить определенные часы для занятий фортепиано, и не может себе позволить полдня проваляться с планшетом. Желание позаниматься и на сегодня освободиться, по моему опыту, хорошо мотивирует. Что греха таить, я не помню ребенка, который бы всегда с радостью садился за инструмент и не хотел бы бросить школу в четвёртом или шестом классе (если только в пятом он ее не закончил). Это – труд колоссальный. Считаю, что музыканты – это люди, которые трудятся наряду со спортсменами. Здесь требуется та же выносливость, упорство. Выброс адреналина, который каждый раз испытывает ребёнок на сцене, это – серьезная эмоциональная и физическая нагрузка. Кто­-то с этим справляется, а кто-­то нет. Обидно видеть ученика, который трудился в классе, а из-­за волнения на сцене не смог донести до слушателей то, что мог бы донести при хорошем самообладании. А другой попытки никто не даст. Таким образом у ребенка формируется характер, в том числе и через испытанные неудачи – такова жизнь.

Фортепиано требует от ученика особой собранности, психологического настроя (в том числе родительского). Лично у меня участие мам в учебном процессе – обычное дело. Они с радостью присутствуют на уроках, а потом координируют, эффективнее организовывают работу ребёнка дома. Для меня это – неоценимая помощь, я очень благодарна таким родителям. Также это основа доверительных отношений родителей с ребенком на многие годы.

Ученик и педагог всегда в поиске

­ Стоит ли отдать ребенка в музыкальную школу, если у него нет очевидных способностеи и талантов к музыке?

­ Исключая случаи, когда ребёнок явно рвётся к чему-­то другому (футбол, шахматы, танцы), а родители игнорируют его стремления, наличие музыкального образования всегда лучше, чем ничего. Дети развиваются иначе. Они выделяются среди других в классе и выделяются выигрышно. Это происходит благодаря высокому культурному уровню, полноценному эмоциональному развитию, более широкому кругозору.

­ Наверное, утомительно из раза в раз объяснять одно и то же? Как избежать профессионального выгорания, если один урок похож на другои ?

­ В том­-то и дело, что один урок не похож на другой. Каждый ребёнок – это абсолютно новый путь! Так случилось, что в моем классе сейчас три первоклассника-­виолончелиста и три второклассника. Когда пришли первоклашки, я подумала: «Отлично, только что мы с ребятами закончили первый класс, знаю, что делать». Но это – уже совершенно другие дети, другие руки, другие родители. Другой возраст, потому что у дошколят год идёт за пять лет, разница в три месяца – огромна, с одним ты уже общаешься «на равных», а с другим ещё рисуешь цветочки и флажочки.

­ Какои он, ваш «идеальныи» ученик?

­ Для меня важно, чтобы ребёнок был с характером, не просто покорный и послушный исполнитель. Ученик и педагог всегда в поиске тогда, когда есть два мнения на уроке, причем оба правильных (смеется).

Так сложилось, что в моем классе в основном одни мальчики. Сегодня у меня девять виолончелистов. Один пианист. Я люблю работать с мальчишками, которые хоть и не такие покладистые, как девчонки, но они не дают тебе заржаветь. С ними труднее, им недостает усидчивости, но у мальчишек более выражен дух противоречия. Мне это необходимо.

Передо мной всегда стоял вопрос, кто предпочтительнее, одаренный или умный? И все­таки я выберу умного, пусть и не столь музыкально одаренного. Рано или поздно, переходя на новый, более высокий уровень, придётся работать головой, анализировать, прорабатывать, собирать части в целое.

Так что мой идеальный ученик – умный мальчик, не без музыкальных данных, обязательно с характером, лучше холерик, чем меланхолик или флегматик. Такие дети дают особый импульс в работе, и мы вместе добиваемся многого.

Закончить музыкальную школу

­ Что вас как преподавателя пугает? С чем не хотите столкнуться?

­ Безразличие. Равнодушие к интересам ребенка родителей.

­ Всегда ли хороший исполнитель, человек, владеющий инструментом, может стать хорошим преподавателем?

­ В моем педагогическом поиске эта тема меня всегда занимала. Сама я очень везучая на педагогов: как бы я не желала бросить музыкальную школу, в жизни всегда появлялся педагог­маячок, профессионал, который не давал мне этого сделать. Изабелла Гречко, с ее именем связана струнно-­смычковая музыкальная культура нашего острова, ­ первая большая удача в моей ученической жизни. Людмила Жук – ещё одна виолончельная легенда всего дальневосточного региона, у которой мне посчастливилось учиться.

Для себя я понимаю так: есть педагог, а есть предметовед. Самое страшное, когда первый становится вторым. Поэтому я очень ценю доверие детей, их родителей и стараюсь не подвести, не обмануть этого отношения к себе. Я благодарна ученикам, которые считают возможным открыться мне, это трогательно, приятно, ты понимаешь, что со своим учеником на одной волне. Он начинает входить в твой класс, а ты – в его жизнь, и ты не имеешь права там наследить. Ты можешь только оставить след.