Традиционно 1 июля на сцене Российского академического молодёжного театра Мельпомена и Талия уступают свои права Терпсихоре. «Летние балетные сезоны» собирают поклонников русского классического балета уже в девятнадцатый раз.
КТО сказал, что лето – не время для театра? Для драматического – возможно. С балетом же всё с точностью до наоборот. В своё время «Летние балетные сезоны» начинались как проект досуговый: туристический сезон в разгаре, но публике, жаждущей общения с высоким и прекрасным, вечером в столице податься особо некуда – в Третьяковке вечер не скоротаешь. Идея была беспроигрышной, поскольку по линии классического балета мы, несмотря на все политические и экономические катаклизмы, по-прежнему впереди планеты всей. Программу ежедневного балетного марафона длиной в два месяца составляют, что называется, шедевры на все времена – «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», «Жизель» и «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Очень скоро инициаторам проекта стало ясно, что потенциал его гораздо шире – публику можно не только развлекать, но и воспитывать и даже… выращивать. Возможность привести на балетный спектакль совсем малышей – трёх-четырёхлетние крохи, следящие за происходящим на сцене затаив дыхание, в зале отнюдь не редкость – по достоинству оценили родители из категории тех, кому не всё равно, что творится в душах их отпрысков.
За всю историю проекта на спектаклях «Сезонов» побывало более 800 тыс. зрителей. Для многих – во время театрального разъезда можно услышать немало интересного и даже поучительного – они стали первым прикосновением к искусству классической хореографии. «Сезоны» рады всем, и новичкам – особенно, поскольку их цель – показать, что классический балет – это ярко, зрелищно, интересно и совсем не так непонятно, как это казалось.
Успешно справляясь со своей просветительской миссией – при всей пафосности, это, пожалуй, самое точное определение, – «Сезоны» с определённого момента начали постепенно повышать планку, приглашая академические театры из регионов и труппы, работающие на стыке классики и модерна, такие как «Киев модерн-балет» Раду Поклитару или Compagnia Nazionale Луиджи Мартелетты. Неизменный интерес публики гарантирован и молодым звёздам балетной труппы знаменитой Grand Opera. Таким образом, проект привлекает не только неофитов, но и сведущую публику, которая получает возможность сравнивать различные хореографические интерпретации, постановочные решения и стили исполнения.
В этом году «Летние балетные сезоны» открылись блиц-гастролями Самарского академического театра оперы и балета (САТОБ). Самарцы привезли в столицу четыре спектакля – «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика» и «Эсмеральду». При этом только знаменитая сказка Гофмана шла в двухчасовой light-версии, остальные являли собой традиционный для русского балета полный формат трёх с лишним часов. Пока дети, как зачарованные, следили за развитием сказочного сюжета, взрослые могли по достоинству оценить и изящную иронию «Гросфатера» в исполнении почтенных отцов семейств с пивными кружками в руках, и очаровательную «кукольность» Ильи Черкасова (Щелкунчик-кукла), и грациозную «механичность» Любови Савуковой (Кукла) и Алексея Селиванова (Паяц), и полётную лёгкость Тимура Загидуллина (Дроссельмейер).
Для любой академической труппы «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» являются фундаментом репертуара. В глазах знатоков это своего рода тест на профессионализм. Но «гвоздём программы», безусловно, стала «Эсмеральда». Искушённые балетоманы ждали её с особым нетерпением, ведь постановка Юрия Бурлаки в 2018 году была номинирована на «Золотую маску» и в конкурсном показе увидеть её могли очень немногие. Худрук балетной труппы САТОБ, признанный мастер по восстановлению старинных балетов, вдохнул новую жизнь в хореографию Мариуса Петипа. Попадая под её неизбывное очарование, понимаешь, что характерный танец – азартный и безудержный – действительно сильная сторона самарской труппы. Хореограф собрал в этой постановке яркий букет не только пластических, но и драматических темпераментов – трепетная и вместе с тем наделённая огромной внутренней силой Эсмеральда (Ксения Овчинникова), изысканно-аристократичная Флёр-де-Лис (Екатерина Панченко), трагичный Квазимодо (Артём Шалин), обаятельный и до смешного наивный Пьер Гренгуар (Кирилл Софронов), сардонически-дерзкая Мегера (Ольга Зиновьева).
«Летние балетные сезоны» на сцене РАМТа на Театральной площади продлятся до 28 августа. Порадуйте себя шедеврами, красотой и прекрасной музыкой.