Привет, привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели»! Закончился фестиваль «Кинотавр», которому исполнилось 30 лет. За это время он вырастил целое племя кинематографистов. Многие из них попали в сети международных кинофестивалей. Некоторым из них международные кинофестивали снесли крышу. Но большинство подтвердило свою вменяемость. А значит, их фильмы можно вам рекомендовать к просмотру (а заодно дать сигнал прокатчикам).
РАД, что на этот раз моё мнение совпало (редкий случай) с решением жюри под руководством Константина Хабенского. Гран-при достался фильму «Бык» Бориса Акопова, бывшего солиста балета. Дальше ВГИК, и вот – режиссёрский дебют в полнометражном кино.
Действие фильма перенесено в конец 90-х. Об этом времени мы знаем по «Улицам разбитых фонарей», «Бумеру» и «Жмуркам». Но Борис Акопов умудряется внести в этот «отстой» неожиданную свежесть. Тайна – в герое и умении его правильно «подать». Юрий Борисов играет «чистильщика». Он связан с мафией, которая контролирует город. Ему дан приказ собрать местную шпану (помирив «тупоконечников» с «остроконечниками») и двинуть на рынок, где озверели нацменьшинства.
Герой Юрия имеет брата, влюблённого в его подругу, работающую в парикмахерской (ой, извините, в салоне причёсок). На рынке он со товарищи утюжит прилавки и главное – «смотрящих» в их катакомбах. И вот перекрученный проволоками, которые не дают челюсти упасть, главарь этнической мафии, похожий на Франкенштейна, заходит в дом героя, чтобы отомстить. В доме – брат и девушка, в которую влюблён герой. Франкенштейн собирается отрезать у неё пальцы, если брат не скажет, где найти погромщика. («Мы же не злодеи, скажешь, где брат, пальцы резать не будем».) Мальчонка выдаёт героя. Меняет брата на шлюху, как скажет Франкенштейн в заброшенном цеху бывшей фабрики, где укрылся герой. Чем он ответит – смотрите в кино. Одно скажу достоверно: при всей банальности сюжета плоть фильма очень оригинальная, как и герой, которого актёр не пыжился как-то лепить, «хлопоча лицом», а заполнил содержанием через удивительные глаза.Его взгляд не просто глубокий, но вообще какой-то инопланетный. Может быть, поэтому фильм, сидящий в 90-х, получился таким универсальным.
Про женскую роль (Стася Милославская) тоже хочется сказать тёплые слова, хотя прижигать папиросой английскую визу в паспорте в стиле Анастасии Филлиповны я бы не стал по причине дурного вкуса. Но героине прощаю, потому что она о хорошем вкусе представления не имеет.
Приз за женскую роль достался Виктории Толстогановой за роль в фильме Оксаны Карас «Выше неба». Собственно, главное её достижение в этом фильме – это песня, которую она извлекает из кладовых своей души в день рождения мужа. Удачная характерная роль.
А её работа в фильме «Гроза» у режиссера Константинопольского (за великолепие фильма прощаю претенциозность псевдонима) – просто шедевр. Так вкусно сыграть гадину Кабаниху не представлялось возможным. А Толстоганова сделала это! И вообще фильм Константинопольского сплошное наслаждение. Даже актёр Александр Кузнецов с сексуальным носом, сыгравший практически во всех фестивальных фильмах, не раздражал, а напротив, был уместен. Он, кстати, получил приз в номинации «Лучшая мужская роль» за работу в фильме Александра Лунгина «Большая поэзия». И тут к жюри есть вопросы. Согласен, задавать их надо на пресс-конференции жюри, когда распределили призы. Но я задам свой вопрос через газету, потому что мой вопрос в Сочи обошёлся бы мне в 11 000 рублей (столько стоит фестивальная экстра-ночь в отеле «Жемчужина»). Вопрос: вам понравился актёр Александр Кузнецов со сломанным носом или его герой, образ, который он создал (на мой взгляд, актёр во всех фильмах с его участием играет одно и то же)? Или надо было как-то отметить выше среднего фильм А. Лунгина, а призов больше не было? Константин Хабенский, колитесь. Я ведь всё равно всё узнаю, и вы даже догадываетесь как.
Но вернёмся к кино. «Гроза» у Константинопольского, перенесённая в наше время, получилась на 100%. Очень смачно. И микс текста Островского с современным сленгом («Браслет на ногу», «под домашний арест» и т.д.) был очень кстати. А картинка просто одно загляденье. Но приз за лучшую операторскую работу достался Глебу Филатову (фильм «Бык»), хотя «Гроза» выглядит для меня более убедительно. Но всё это меркнет перед операторской работой во внеконкурсной «Одессе» Валерия Тодоровского, о которой я писал на прошлой неделе.
Есть фильмы, которые я на следующий день не могу вспомнить. Есть фильмы, которые – спроси меня через год – я могу рассказать кадр за кадром. К таким относится и фильм моего любимца Юсупа Разыкова «Керосин». Фильм-притча о бабушке, доживающей свой век в избушке на автобане. Если придираться к мелочам, то в фильме есть много неточностей, не буду их анализировать. Потому что состоялось главное – метафора нашей с вами жизни. Старушка (актриса Елена Сусанина из Ярославля, 85 лет) живёт в одиночестве. Дочь и внучка – в городе. Но дорога не даёт ей скучать. То дальнобойщики попросятся на ночлег (деньги, водка), то нефтяной магнат умилится поросёнком в её сарае и прикажет привезти ей борова со своей олигархической фермы, то придут преступники, убившие её внучку, чтобы опохмелиться. Старуха, опознав их, обливает дом керосином, чтобы уничтожить мразей. Но керосин оказывается водой. Автор не смог допустить, чтобы старушка оказалась убийцей. А ему так хотелось…
Приз кинокритики достался «Керосину», чему я весьма рад, так как мои коллеги, оказывается, придерживаются тех же мыслей, что и я.
А вот кто разочаровал (и ничего не получил) – так это Юрий Быков с фильмом «Сторож». Меня весь фильм пытались напугать, а мне не было страшно! Санаторий, который отдан под присмотр сторожа (его играет режиссёр), законсервирован владельцами до лучших времён. Он подвергается двум атакам. Сперва безумной алкоголички, которая разбивает ворота свои джипом и бегает туда-сюда, а позже к ней пристанет ещё и потерявшийся было муж, который, как потом выяснится, украл деньги какой-то ОПГ, и за это придётся платить. И местных уродов, которым сторож поперёк горла. Так как один живёт в семиэтажном санатории, и у него в отличие от них, местных, не жизнь, а сплошная халява. И они сжигают какую-то пристройку и обливают бензином Ю. Быкова, чтобы спалить и его, но мерзости оказывается в их подлых душонках недостаточно, и пламя в зажигалке гаснет само собой.
Что огорчило? Диалоги-монологи. Когда герои делают экскурсы в историю своих жизней, то впору тушить свет. Неестественно, топорно, нарочито. Ю. Быков! У вас был редактор? Если был, надо гнать в шею. Если не было, то советую взять. В советские времена (я их застал) редакторы были очень сильные, лажу не пропускали. Банальности не допускали. Я понимаю, что режиссёр не может уследить за всем. Ну так берите профессионалов. Если ваш следующий фильм будет без профессионального редактора, вы можете сойти с фестивальной орбиты, а проката вам и так не видать.
Однако в целом, подводя фестивальные итоги, могу заверить вас, дорогие читатели газеты «Аргументы недели», что в России снимается интересное кино, и если прокатчики его не показывают, то они просто уроды, считающие зрителей быдлом. На этой жизнеутверждающей ноте я прощаюсь с вами, до встречи через пару недель, когда я расскажу вам о фестивале в Карловых Варах, куда, кстати, приглашён наш фильм «Бык» (режиссёр Б. Акопов, продюсер Ф. Попов), и будет о чём рассказать. Пока-пока!