Привет, привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели». В прошлом номере я обещал вам прокомментировать призы МКФ в Каннах. Выполняю обещанное. Главное и общее наблюдение – без призов остались мэтры авторского кино, такие как Квентин Тарантино, Педро Альмодовар, Кэн Лоуч (без приза не уезжали ни с одного кинофестиваля), Терренс Малик. Фильм Альмодовара был отмечен, правда, призом за лучшую мужскую роль Антонио Бандераса – без возражений, – но сам очень крепкий по композиции фильм «Боль и слава» остался без наград.
ИЗ ПРОСЛАВЛЕННЫХ мастеров приз за лучшую режиссуру достался разве что братьям Дарденнам за фильм «Молодой Ахмед» о юном маньяке. Весь фильм он на крупном плане (с задницей шире плеч, но в тесных джинсах) и в течение фильма совершает три попытки убить свою училку арабского языка, потому что она не мусульманка и замужем за евреем. Режиссуры я в фильме не заметил никакой, примитивная иллюстрация сценария. У маньяка одинаковое выражение лица в течение всего фильма. Вызывает реальное отвращение. Второго плана нет вообще. И приз за лучшую режиссуру! Особенно это удивительно, когда рядом – Тарантино, Альмодовар и Малик!
А вот приз жюри, доставшийся на этот раз двум фильмам, о которых я подробно писал в прошлом номере: «Отверженные», режиссёр – Ладж Ли и «Бакурау», режиссёры – К. Мендонса-младший и Ж. Дорнель, поддерживаю полностью. При всех композиционных недостатках в обоих фильмах бьётся фантастическая молодая энергия и темы выбраны вполне жгучие: отстрел бразильских индейцев рейнджерами – клиентами американского убойного турагентства и криминальная жизнь эмигрантской молодёжи в социальных домах спальных районов Парижа.
А вот приз за лучший сценарий достался фильму «Портрет молодой женщины в огне», режиссёр Селин Скьямма. Очень неожиданное решение. Весь сценарий там сводится к тому, что красивая художница приезжает к красивой модели, имеет с ней ласки в течение всего фильма, параллельно рисуя её портрет. А когда приезжает мамаша модели и расплачивается с ней, та уезжает восвояси. Где драматургия, где перипетии? И лучший сценарий! Чудны дела твои, жюри под руководством Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
А золотая пальма уехала на этот раз в Южную Корею за фильм «Паразиты» режиссёра Пон Чжун-хо. Собственно, азиатский вектор главного приза главного кинофестиваля мира уже никого не удивляет. Это неплохая чёрная комедия про классовое расслоение. Если бы в конкурсе был фильм из Филиппин, приз ушёл бы туда. Но то, что Тарантино, Малик и Альмодовар, о фильмах которых я писал в прошлом номере, остались без призов – это что-то новое. Но, видимо, старикам здесь не место.
Пару слов хочется добавить про замечательный (в отличие от неровной «Богемской рапсодии») музыкальный байопик режиссёра Флетчера «Рокетмен», посвящённый частной жизни и творчеству Элтона Джона. Это игровой фильм, в котором мы застаём Элтона Джона мальчиком и следуем за ним вплоть до наших дней. Мы видим, как меняется образ будущей звезды, его американский триумф, его превращение в идола миллионов. Одновременно мы становимся свидетелями его частной жизни. Его любовь достаётся красивому менеджеру, с которым они потешаются в постели. Но, когда на шикарной вилле (Элтон уже богатый Буратино) у бассейна певец видит мальчика, доставляющего удовольствие его возлюбленному, он переживает кризис. Паренёк вскакивает с колен и убегает, а красивый менеджер застёгивает ширинку. Элтон идёт в спальню и съедает горсть каких-то таблеток, а на виллу прибывают приглашённые гости на шикарных авто. Невменяемый Элтон идёт к бассейну и объявляет гостям, что пришёл топиться. И прыгает в воду, не собираясь выплывать обратно. Его, конечно, вылавливают. Он приходит в себя, но жизнь становится для него довольно грустной. Хотя на сцене он преображается абсолютно и по-прежнему заводит зал. За ним всегда интересно наблюдать. Не пожалеете, если пойдёте в кино смотреть «Рокетмен».
О лидере второй программы фестиваля «Особый взгляд» фильме «Дылда» режиссёра Кантемира Балагова, выпускника кабардино-балкарского курса Александра Сокурова, я писал в прошлом номере. Поздравляю режиссёра и продюсера Александра Роднянского с призом за лучшую режиссуру.
В третьей программе «Двухнедельник режиссёров» был показан фильм «Дайте свободу» режиссёра Кирилла Михановского про жизнь русской эмиграции в каком-то американском медвежьем углу. По жанру это трагикомедия, но комического гораздо больше, я смеялся до слёз. Знаю, что фильм имел большой успех на кинорынке и куплен в том числе в Россию. Не пропустите!
С вами, дорогие читатели газеты «Аргументы недели», был Сергей ШОЛОХОВ, но фестивальная жизнь продолжается – впереди «Кинотавр», ждите мои обзоры его весьма насыщенной и интересной программы премьер отечественного кино. А пока я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!