Аргументы Недели → Культура № 19(663) от 23.05.19 13+

Канны-2019: Солнце переместилось на экраны

, 20:28 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели»! Наступил 10‑й день 72-го Международного Каннского кинофестиваля, и солнце, видимо, от ревности к кино все эти дни пряталось за тучами и облаками. И правда, ревновать было к чему. Такого букета самых блестящих кинематографических мастеров давно уже не собирал ни один фестиваль.

ТОЛЬКО вслушайтесь в музыку этих имён: Джим Джармуш, Педро Альмадовар, Терренс Малик, Квентин Тарантино, Ксавье Долан, Марко Беллоккьо, Клод Лелуш и присоединившийся к ним молодой кабардино-балкарский режиссёр Кантемир Балагов, чей фильм «Теснота», включённый в 2017 г. в программу «Особый взгляд», открыл ему дорогу в мир большого кино.

С Балагова и начну. Его новый фильм «Дылда» снова приглашён в конкурс программы «Особый взгляд» и, на мой взгляд, является лидером этой программы. Действие фильма происходит сразу после Великой Отечественной войны в Ленинграде, в котором две фронтовые подруги устраиваются в госпиталь медсёстрами. Одна – белокурая дылда – совсем ушиблена войной и цепляется за подругу как за единственный источник смысла жизни. Вторая – витальная и сдержанно страстная шатенка тоже цепляется за подругу, но уже по другой причине: она бесплодна и хотела бы, чтобы подруга забеременела и подарила ей ребёнка. В качестве биологического отца она выбирает заведующего отделением, который, поддавшись на шантаж, совершает любовь с дылдой, соглашающейся на совокупление, если рядом будет лежать боевая подруга… Сюжет лихо закручен и затронет темы эвтаназии, дикого социального неравенства, запутанных личных женских отношений. Прекрасна работа оператора (Ксения Середа); если первый план всегда насыщен эмоциями и тончайшей игрой актёров, то общий план всегда обладает плотным веществом жизни, пустых кадров нет вовсе. Этот костюмный исторический фильм погружает нас в мир, от которого невозможно оторваться. Продюсер Александр Роднянский вновь сделал отличный выбор.

В основном конкурсе на этот раз соревнуются мэтры, но есть и новые имена. Например, бразильцы Клебер Мендонса Фильо и Жулиано Дорнель, снявшие фильм «Бакурау». В названии фильма – имя маленького городка, который стал ареной настоящего апокалипсиса. Коррумпированный губернатор, недовольный прохладным приёмом горожанами его избирательной кампании, стирает информацию о городке из всех сетей и карт и продаёт его американскому агентству, которое специализируется на убойном туризме. Его клиенты – богатые стервятники, любящие пострелять человечков. И вот они высаживаются в саванне среди кактусов, руководимые бывшим нацистом, разбиваются на пары и начинают отстрел местных жителей. Но не всегда местные ведут себя как покорные кролики. Так, например, старик со старухой, поливающие цветочки в своей оранжерее и – для вящего трагифарса – абсолютно голые, заприметив нацеленные на них автоматы, стреляют первыми и просто сносят туристам-рейнджерам их черепа своими крупнокалиберными старинными винчестерами. Горожане жалуются главе местной мафии – молодому парню с голым торсом, увешенным золотыми цепями, и с пальцами, как у Майкла Джексона, унизанными перстнями. Его база – заброшенная гидроэлектростанция, река высохла, а грандиозная бетонная громада осталась (довольно сильное зрелище). Парень со товарищи вступает в схватку с «туристами» в камуфляже. Победа будет за ними. Губернатора разденут догола и привяжут к ослику, который даст стрекача, а нациста похоронят заживо. Жанр фильма – экстази. Язык вполне метафоричен – янки, руки прочь от Латинской Америки.

Метафоричен и фильм открытия «Мёртвые не умирают» Джима Джармуша. Кумир синефилов Джармуш на сей раз делает этюд на тему конца света, до которого доводит планету Земля современная бессовестная постиндустриальная цивилизация. Земля меняет траекторию вращения, и начинаются странные вещи. В медвежьем углу, где происходит действие фильма, есть только один полицейский участок, один мотель и одна столовка. Но есть ещё и кладбище и дом ритуальных услуг, хозяйка которого (Тильда Суинтон) обращается с самурайским мечом ещё круче, чем Ума Турман у Тарантино. И это умение ей пригодится, когда с кладбища начнут выползать мертвяки, чтобы полакомиться плотью жителей городка. Она будет виртуозно отсекать им головы. А вот главный полицейский может только стрелять. И со своим напарником, всё знающим из фильмов про поведение зомби, будет отстреливаться до последнего. Билла Мюррея в этом фильме было немного жалко. Ему приходится играть всё время одно и то же состояние шока, хотя это актёр широчайшего диапазона. К дизайну зомби, особенно мертвячек, тоже претензия: их же хоронили в приличной одежде (покойники в ритуальном доме у Тильды Суинтон тому свидетельство). Почему же из гробов они повылезали одетые чёрт знает во что? Первая мертвячка, которая разгрызёт тело буфетчицы в столовке, вообще одета в джинсовые шорты. Ну а летающая тарелка, которая заберёт Тильду Суинтон, это уже немножко «нюх-нюх». Какие грибы предпочитаете, дорогой Джим?

Среди новых имён и француженка Ладж Ли с фильмом «Отверженные», где действие происходит в спальном районе Парижа с социальным жильём, где обитают безработные эмигранты и криминальная молодёжь. По улицам курсирует полицейская машина, экипаж которой состоит из хорошего полицейского, злого полицейского и цветного полицейского. Вступая в схватку с подростками, побивающими их камнями, последний сделает выстрел и ранит одного из них. Всё это заснимет камера с дрона, который над схваткой завис под управлением с пульта очкастого арабского мальчика, наблюдающего за инцидентом с балкона социального дома. Полицейские начнут охоту за мальчишкой, чтобы изъять компрометирующую их флешку. Хороший полицейский перевязывает рану раненого, и это ему потом зачтётся, когда подростки в чёрных балаклавах загонят экипаж в тупик и будут кидать в них «коктейль Молотова». Очень энергичный фильм. Правда, в нём несколько финалов, но я всё равно досмотрел до конца и стал свидетелем того, как избитый и раненый подросток из просто хулигана превращается в зверя. Да, интересной жизнью живут пригороды Парижа.

Другой французский режиссёр Селин Скьямма, отобранная в основной конкурс с фильмом «Портрет молодой женщины в огне», тоже представляет новое имя в большом кино. В центре – художница Марианна, которая получает заказ нарисовать портрет молодой женщины, но сделать это тайно. На дворе 1770 год. Марианна днём наблюдает за Элоиз, и наблюдения эти кончаются не очень традиционно. Весь фильм женщины разнообразно и весьма эротично ласкают друг друга. Они красивые, за ними интересно наблюдать. Но всё когда-то заканчивается. Возвращается в дом мать девушки, даёт художнице конверт и желает приятного путешествия восвояси. Аплодисменты во время просмотра для прессы были довольно вялые.

Ну а что нетрадиционные мальчики? Тут отличился Педро Альмодовар, снявший частично автобиографический, частично фантазийный фильм «Боль и слава». Его лирический герой – мальчик, мать которого – селянка в исполнении Пенелопы Крус – обучает нанятого мамашей молодого маляра-художника грамоте (за это он украшает стены в их подземелье керамической плиткой). И вот однажды, когда Пенелопы не было дома, юноша попросил у мальчика воды и полотенце, чтобы помыться. Увидев красоту голого юноши, нагое тело которого камера снимает не только сзади, мальчик падает в обморок. И вспоминает об этом в свои 60, объясняя себе, как стал геем. Но это флешбэк, а так героя (Антонио Бандерас) мы застаём в современности, он известный режиссёр, готовится к юбилейному показу своего 30-летней давности фильма. В картине Альмодовара ему предстоит встретиться со своим возлюбленным молодости, которого не видел тысячу лет. Как произойдёт эта встреча, что ей предшествовало и что за ней последует – смотрите в кино. По композиции фильм безукоризненный, а то, что он сентиментальный, так это уже никого не удивит. Альмодовар и в прошлом своём фильме был сентиментален.

Довольно сентиментален в своём новом фильме «Спрятанная жизнь» и американский гений Терренс Малик. Действие его картины происходит в довоенной Австрии и Германии 1943 года. Показывая прекрасную природу австрийских Альп, вершины гор и водопады, долины и колосья пшеницы, режиссёр мотивирует чистоту помыслов своего молодого героя, хуторянина, отказывающегося присягать Гитлеру. Его семья подвергается остракизму соседей, а когда он, призванный на фронт, в ответ на офицерское «хайль Гитлер» перед строем солдат остаётся недвижим, то, уже в наручниках, оказывается в берлинской тюрьме. Фильм снят в очень интересном фокусе, камера практически не стоит на месте, она всё время в движении. Смотрел бы и смотрел. Но всё-таки фильм длинноват. Когда соседи третируют семью героя, испытываешь соответствующую эмоцию. Но это так раз, два, три, четыре, ну, пять. Но когда 10 раз, то уже эмоция притупляется. То же самое в тюрьме. Когда надзиратели мучают героя, то испытываешь эмоцию раз, два, три, четыре, ну пять. Но когда 10 раз, то эмоция исчезает.

Самое сильное впечатление пока произвёл Тарантино со своим новым блокбастером «Однажды в Голливуде». Действие происходит в Лос-Анджелесе в феврале и августе 1969 года. В центре – кинотелезвезда, которую играет Леонардо ДиКаприо, и его ассистент-шофёр-помощник-каскадёр Брэд Питт. Герой ДиКаприо переживает кризис, т.к. его роли уже оставляют желать лучшего, а режиссёр, приглашающий его на роль, сочиняет характерный образ в хипстерской одежде с дурацкими усами, да и роль не героическая, а плохого парня. Зато его ассистент Брэд Питт в яркой кубинской рубашке выглядит молодцом, а один из партнёров ДиКаприо вообще принимает его за сына голливудской звезды. Рядом с его виллой на Беверли-Хиллз – вилла Романа Полански и его жены Шэрон Тейт. Там идёт своя жизнь. Красотка Тейт посещает кинотеатр, где идёт её фильм. Она сияет от молодости и красоты, настоящая звезда. ДиКаприо на своей вилле плавает на матрасе в бассейне и слушает музон в наушниках. Брэд Питт кормит бульдога. Бульдог потом сыграет существенную роль. Банда Мэнсона уже созрела для преступления. Только они ошибутся адресом и заявятся не к Шэрон Тейт, а к Леонардо ДиКаприо, а их встретит его ассистент Брэд Питт с бульдогом. Если вы смотрели «Убить Билла», то это детский утренник по сравнению с тем, что произойдёт во время встречи банды Мэнсона и Брэда Питта.

Вне конкурса был показан ещё один хит – фильм «Рокетмен» режиссёра Декстера Флетчера, который прославился своим шлягером «Богемская рапсодия» о жизни и творческой судьбе суперзвезды Фредди Меркьюри. На сей раз свой байопик-мюзикл английский режиссёр посвятил личной жизни и творческой судьбе Элтона Джона. Но об этом подробнее в следующем номере, где я подведу итоги 72-го Каннского кинофестиваля и прокомментирую награды высокого жюри под предводительством Алехандро Гонсалеса Иньярриту, одного из лучших режиссёров нашего времени. А сейчас, дорогие читатели «Аргументов недели», я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram