Добро пожаловать в будущее: боты на первом
№ () от 6 мая 2019 [«Аргументы Недели », Татьяна Москвина ]
Накануне майских праздников на Первом канале состоялась премьера фантастического сериала «Лучше, чем люди», прогнозирующего наше будущее. Мир сериалов редко попадает в вечно ускользающее настоящее. Оно, однако, даёт бой на своей территории – сразу после премьеры сериала «Лучше, чем люди» разразился скандал с финалистами «Голос. Дети». Прямо-таки впору снимать сериал «Хуже, чем люди»!
БУДУЩЕЕ России, каким оно предъявлено в фильме «Лучше, чем люди» (режиссёр А. Джунковский), кажется, с одной стороны, подозрительно знакомым, а с другой – не вызывает желания туда попасть. В этом будущем начисто ликвидирована природа, что-то случилось с временами года, ни разу, кажется, не идёт дождь и в кадре не появляются ни птички, ни рыбки, ни собачки. Царит «эстетика эстакады»: везде конструкции из металла, стекла и пластика. И даже в личных жилищах, похожих на офисы бизнес-центров, обитатели рассекают мёртвое пространство, словно бы никогда не оставляя «потожировых» (если вспомнить незабвенный сериал «След»). Мужчины (все поголовно интересно небритые), впрочем, по старинке интересуются женщинами (все стройные, с длинными волосами). То есть девиации побеждены полностью, никаких однополых союзов. В этом будущем осталось правительство, силовые структуры и госзаказы, в ходе действия предъявлена фигура министра социальной безопасности. (Кстати, его играет Сергей Пиоро, которого зритель как раз знает много лет как сотрудника ФЭС из сериала «След».)
Концерн «Кронос» под предводительством одного честолюбца впаривает правительству идею создания особого, «эмпатического» робота, способного не только выполнять команды, но и сочувствовать людям. Опытный образец Ариса (Паулина Андреева) направлена на работу в семью патологоанатома[end_short_text] Сафронова (Кирилл Кяро), где немедленно начинает вести себя не по-ботски, а по-человечески, то есть с явным прицелом приписать Сафронова с детьми себе, без лишней в этой конфигурации жены. Боты в сериале изображены традиционно – то есть у них вместо шеи и позвоночника как бы чугунные столбы, так что они держатся фронтально и челюстями тоже не особо двигают. Мимика никогда не была сильной стороной Паулины Андреевой, так что она весьма убедительна в роли бота Арисы. (В нескольких сериях она фигурирует с декольте, затянутая в пикантный корсет, и мы имеем возможность оценить чудесную фигурку актрисы.) Тем временем грядёт публичный тендер, где Ариса должна выиграть, и тогда сотни тысяч Арис сойдут с конвейера. Но в обществе действует боевая секта «ликвидаторов», чья цель – уничтожение всех ботов в принципе (там тоже есть привлекательная девушка, но не бот, а настоящий человек – Жанна в исполнении перспективной актрисы с трагическими глазами Веры Панфиловой).
Однако цель руководителя «Кроноса» – вовсе не массовое производство «Арис». Получив госфинансирование на липовую программу, он хочет с ним смыться на Соломоновы острова. То есть будущее представляет собой такую же мошенническо-коррупционную мерзость, какую являет и настоящее. И никакие передовые технологии побороть эту мерзость не могут, наоборот, они доставляют гадам всё новые возможности. Эволюция технологий, не подкреплённая эволюцией нравственной, делает будущее, может, и занимательным – но по сути совершенно безотрадным. Ну принесёт, как в сериале «Лучше, чем люди», красивый улыбчивый бот кофе в постель супругам, но если они друг дружку ненавидят, да притом до такой степени, что муж готов сдать жену в психушку, – толку-то от этого бота?
Собственно говоря, настоящее демонстрирует ровно то же самое: технологии, умноженные на безнравственный «человеческий фактор», ничем не лучше жизни в каменном веке. Вот было у людей окошко надежды на славу, деньги, успех, подъём по социальной лестнице – телевизионные конкурсы. Торжество, можно сказать, демократии – миллионы могут смотреть выступления, голосовать за своего кандидата. А появляется жирная волосатая лапа и залепляет это окошко. Не знаю, каким способом она это сделала, но что она это сделала, сомнений что-то не возникает. Народ, конечно, восстал и стал кричать о несправедливости. Но разве нет закономерности в том, что произошло на конкурсе «Голос. Дети»? Мощная система управления, основанная, как в каменном веке, на грубой силе, победила везде и теперь принялась за «окошки». За разные возможности жить своим трудом и талантом без недреманного ока системы. Всё у системы системно: и пенсионная реформа, и налог на самозанятых, и поборы за теплицы. Напрямую система конкурсом, конечно, не занималась – но созданные ею механизмы привели к закономерному итогу.
«Добро пожаловать в будущее!» – провозглашает в сериале «Лучше, чем люди» вальяжный министр социальной безопасности. (Интересная должность – её, видимо, скоро придётся вводить.) Однако без принципиальных нравственных перемен в обществе будущее окажется высокотехнологическим адом. И не боты, которые «лучше, чем люди», будут главными врагами людей – а те люди, которые «хуже, чем люди». Как-то, в нашей газете между прочим, я прочла душераздирающий рассказ об исследованиях поведения гусениц-плодожорок, которые дорвались до бесконтрольного и безнаказанного доступа к кормовой базе. Так вот, в первом поколении гусеницы-плодожорки вели себя соответственно своей натуре, но в рамках. То есть кое-какие листочки оставались. Во втором их аппетит уже превышал всякие нормы. Но в третьем поколении… начинался беспредел. Плодожорки превращались в монстров и глодали всё начисто, даже то, чего избегало первое поколение.
Переложила поведение гусениц-плодожорок на современные нравы и горестно задумалась: а откуда тут взяться эволюции нравственности? И всё-таки я отчасти верю в силу общественного мнения. Не гусениц. Не тех, кто «лучше людей» или «хуже людей». А в силу мнения – людей, обыкновенных, нормальных людей. «Будущее не придёт само, если мы не примем мер». (Маяковский.)