Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Сахалин → Культура № 13(657) от 4.04.19 г. 13+

Чехов-­центр провёл экскурсию для желающих

, 13:10

В Сахалинском международном театральном центре имени Чехова прошла экскурсия по закулисью. Её участниками стали около 30 жителей  Южно-Сахалинска, в том числе и наш корреспондент.

Гости Чехов-центра смогли побывать в самых потаённых уголках театрального мира, узнали, где изготавливаются декорации, как шьются костюмы, делаются причёски.

Как правило, зрители видят только актёров, и очень многие мечтают попасть за кулисы, где происходит таинство создания спектакля, рассказывает пришедшим на экскурсию начальник отдела по организации мероприятий Чеховцентра Светлана Апаева – Сегодня вам повезло, вы побываете в нескольких цехах, где люди заняты определённой работой. Кстати, наша сегодняшняя экскурсия совпала с небольшим юбилеем: в этом году у Чехов-центра 88-й театральный сезон, а самому зданию исполняется 55 лет. У нас здесь целое государство, мы себя можем обслуживать полностью, изготавливать всё, что нужно для спектаклей, начиная с нижнего белья и заканчивая большими декорациями.

В поисках неба

Первое место, которое посетили гости театра, – отдел маркетинга и рекламы.

Здесь работают дизайнеры, маркетологи, фотограф, рассказывает начальник отдела Анастасия Чумак. – Мы занимаемся разработкой рекламной, имиджевой продукции для Чехов-центра. В наши обязанности также входит оформление выставок, создание единой формы для обслуживающего персонала в единой цветовой гамме, чтобы нас узнавали. Сейчас она бордовая.

Когда у нас проходят какие-то форумы, фестивали, мы разрабатываем дизайн подарочных футболок, бейджиков, флаеров мероприятия и т.д. Всё должно быть обязательно в одном стиле. Мы все это придумываем, а потом заказываем у поставщиков из Москвы и Санкт-Петербурга.

Имиджевой продукции, тоже бордового цвета, очень много: ручки, блокноты, браслеты-флешки, веера, буклеты, всё это кладётся в красивый пакет и дарится приезжим режиссёрам, художникам, артистам. Также у нас есть своя посуда.

Но большую часть основной нашей работы занимает изготовление афиш. Мы сначала читаем пьесу, а потом общаемся с режиссёром, художником, они нам ставят определённую задачу. Допустим, нарисовать объект, провести фотосессию, отдать материал дизайнерам на доработку, в итоге и получается афиша.

Эта работа очень длительная, например, был у нас спектакль «Гроза» в этом сезоне. Нам поставили задачу – сделать фотосессию главной героини, в результате фотографий было очень много, а режиссёр выбрал всего две. Затем мы подобрали шрифт, сделали образ более привлекательным. Очень долго подбирали грозовое небо. Режиссёр недели две не мог определиться, какое небо ему нужно. Каждый день мы ему предлагали разные варианты, пока наконец не пришли к окончательному.

Потом мы приступили к разработке программки, она у нас не выглядит простой, мы всё время придумываем что-то новое, практически не повторяемся. Работаем сами, печатаем здесь же. Бывает, сами берём в руки краски и рисуем. Мы не художественно--декорационный цех, но бывает такая необходимость.

Торты  из монтажной   пены

Следующий пункт экскурсии – реквизиторская.

Все вещи, которыми пользуются актёры, мы называем реквизитом, говорит начальник реквизиторского цеха Светлана Суворова. – Не все из них существуют в жизни, поэтому некоторые предметы мы делаем сами. Например, большие волшебные книги, когда они открываются, из них исходит свет, потому что они оборудованы лампочками на батарейках. Многое делают бутафоры, есть вещи, которые покупаются по объявлениям у населения. Вот этот проигрыватель виниловых пластинок советского производства мы купили по объявлению для спектакля «Пока она умирала».

У нас есть настоящий патефон, многое нам привозят художники и режиссёры, они специально ходят по блошиным рынкам в других городах и всегда находят что-то интересное, могут даже старый диван купить или кресло какое-нибудь красивое.

Один и тот же предмет не может играть в двух спектаклях одновременно. Работники цеха стараются, чтобы все предметы были в хорошем состоянии и чтобы актёрам не стыдно было с ними работать.

У нас есть деньги со всего света, но, конечно, они не настоящие, а бутафорские – по нашей заявке их делает рекламный отдел. Сейчас в репертуаре идет спектакль «Примадонна», там используется разнос, где бокалы не падают. Наливается газировка, и закрывается всё пищевой пленкой, чтобы она не вылилась. Во время спектакля этот поднос незаметно меняется на другой, где уже снимается один бокал, чтобы можно было пригубить напиток.

Для бутафорского торта из монтажной пены делается крем, розочки, и издалека он выглядит как настоящий. По сценарию девушка падает лицом в торт и пачкается кремом, для этого эффекта используется пена для бритья. Вместо коньяка наливается чай, а вместо вина каркаде или просто вода. Всё должно быть без сахара: он может негативно повлиять на связки, и потом актёру будет сложно разговаривать. По желанию режиссёра мы можем приготовить самую настоящую еду, сварить суп, сделать нарезку из овощей и колбасы.

Чтобы ничего не перепутать, предметы, необходимые для текущего спектакля, выкладываются по порядку на рабочий стол за кулисами ещё до начала действа.

Эскиз – как закон

Далее гостей встречают в пошивочном цехе.

Здесь шьются все костюмы к нашим спектаклям, и взрослым и детским, показывает своё хозяйство начальник пошивочного цеха Елена Якушкина – Любой костюм начинается с эскиза. Над спектаклем работают режиссёры-постановщики и художники постановщики. Вот как раз они рисуют эскизы костюмов к спектаклю. После этого собирается техсовет, на нём мы обсуждаем все детали костюма: из какой ткани он шьётся, какие актёры будут играть, будут ли они раздеваться на сцене и так далее.

Сначала обсчитывается количество ткани, потом уже она закупается в магазине, на каждый эскиз прикрепляется кусочек ткани. Это делается для того, чтобы мастера потом не спутали, из чего делать тот или иной костюм, потому что ткани обычно очень много – нам приносят целые мешки. Всего работает девять мастеров: четыре мужских, четыре женских и один мастер по шляпам. Я распределяю все эскизы по мастерам, у каждого есть мерки актёров. И они уже по эскизам работают, непосредственно делают конструкцию костюма, потом кроят ткани, проводят примерки. И потом, когда костюм изготавливается полностью, мы его подписываем и отдаём в костюмерный цех.

Если худенький актёр играет толстяка, мы делаем толщинки из поролона – они надеваются спереди и сзади. Форму живота делают художники декорационного цеха, а мы уже всё это обшиваем, садим на фигуру. Часто делаем кринолины, подъюбники, для того, чтобы форму юбкам создать.

Нам привозили настоящие костюмы XIX века для копирования, на них уже дышать страшно было, они буквально разваливались в руках, очень аккуратно мы с ними работали. Смотрели их структуру и старались полностью всё повторить. Там в основном ручной труд, мы, конечно, использовали машинки, потому что руками сшить – довольно трудоёмкое занятие.

Художники часто рисуют ткани, которые купить в магазине просто невозможно. А художник, если нарисовал эскиз, то от него отступать нельзя, это как закон. Например, принт «белый мрамор» мы заказывали в Санкт-Петербурге. Рисунок напечатали в типографии по особой технологии.

Последняя инстанция

Далее идем в костюмерную.

Здесь огромный склад костюмов, показывает заведующая костюмерной Ксения Овчар – Конечно, за ними нужен уход, мы сдаём их в прачечную, химчистку или в ремонт, если нужно что-то где-то подшить. У нас есть ещё работа за кулисами с артистами. Часто необходимо срочное переодевание, то есть буквально в течение минуты нужно поменять артисту костюм. И здесь актёр со шнуровкой и крючками сам не справляется, нужна помощь костюмера. Мы работаем вдвоём, втроём, у каждого человека есть своя задача: кто-то застегивает верхнюю часть, например корсет, кто-то помогает обувь надеть.

Завершается экскурсия в гримёрной.

Я здесь работаю уже 15 лет, рассказывает художник-гримёр Елена Климова – Театр – это очень увлекательно и очень разнообразно, в спектаклях никогда ничего не повторяется. Абсолютно разный грим, разные парики, разный подход, меняются художники и режиссёры, которые приезжают из других городов. Театр никогда не стоит на месте, всё двигается вперёд. Наш цех – это последняя «инстанция» перед выходом актёра на сцену, и мы делаем его красивым. Они приходят гримироваться уже в костюмах, у нас есть специальные пеньюары, которыми мы их накрываем.  После этого они сразу выходят на сцену. Хотя если нужно, рисуем ушибы и синяки. У нас есть специальная кровь, которая очень похожа на настоящую, её можно глотать без опаски. Мы её покупаем в специализированном магазине Санкт-Петербурга. Это просто шикарный производитель, который скрывает состав искусственной крови, это его секрет. Но он даёт стопроцентную гарантию, что это безопасно, у него есть лицензия на её производство.

Есть много театральных магазинов, они существуют уже много лет, и, соответственно, мы закупаем только проверенные материалы. Нас спонсируют, у нас хорошая косметика, чем мы гордимся. До сих пор выпускают и обычный театральный грим на вазелиновой основе: он жирный, без него пока мы обойтись не можем. Но есть хорошая дорогая немецкая косметика, мы её стараемся экономить. Совершенно новый материал – спиртовые краски, они не пачкаются и плохо смываются. Бывает, что в спектакле кого-то поливают водой и нужно, чтобы грим при этом остался на лице. Так вот спиртовые краски смываются только специальными средствами.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram